Добавить новость
smi24.net
«Мировое обозрение»
Октябрь
2025
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21
22 23 24 25 26 27 28 29 30 31

Калининград – российская кость поперёк европейско-натовского горла

Официальный Вильнюс объявил гибридной атакой «сигаретную войну», объявленную стране литовско-белорусским картелем контрабандистов ради ограничения конкуренции со стороны государства и монополизации сегмента рынка табачных изделий. «Как и на всякую битву, на развернувшуюся надо реагировать любыми методами, симметричными и асимметричными», – объявил аппарат президента Литвы.

«Мы успешно пресечём инструментализированную контрабанду жёсткими, решительными и скоординированными действиями всех государственных институтов», – 26 октября заверил Гитанас Науседа.

28 октября после консультаций с генсеком НАТО Марком Рютте, с главой Европейской комиссии Урсулой фон дер Ляйен и с председателем Европейского совета Антониу Коштой глава Литвы сделал новое заявление политического характера: «Гибридные действия Беларуси, как враждебного государства, представляют угрозу нашей экономике и безопасности наших граждан».

Науседа подчеркнул: его страна подверглась «беспрецедентной атаке метеозондами и воздушными шарами, нарушившими порядок работы гражданской авиации, национальных аэропортов, затронувшей интересы 20 000 авиапассажиров».

Президент отметил – защита внешних контуров НАТО и ЕС не является исключительно внутренним делом Литвы. Он выразил благодарность руководителям военного альянса и Европы «за проявленную солидарность и поддержку в условиях провокационных действий Беларуси».

Из опубликованного президентской службой текста заявления исчез криминальный акцент факта незаконной переброски подакцизных товаров в Литву, хотя речь шла о контрабанде трёх миллионов пачек сигарет с белорусскими бандеролями при помощи двухсот метеозондов. Реализация такого количества табачных изделий на европейском чёрном рынке принесёт никотиновым баронам от 3 до 5 млн евро чистой прибыли.

Оценка поражающей масштабом и цинизмом деятельности международной организованной преступной группировки из юридического словаря Науседы испарилась бесследно, хотя генеральный прокурор Нида Грунскене настаивала тогда и продолжает настаивать: никакой политики здесь нет, это бизнес ОПГ с целью наживы.

Директор департамента государственной безопасности Ремигиюс Бридикис поддерживал точку зрения генпрокурора до тех пор, пока ему на межведомственном совещании в президентуре, где обсуждались «конкретные меры и законодательные инициативы в связи с действиями Беларуси, создающими угрозу авиационной безопасности Литвы», не дали понять, что тема контрабанды – не предмет для европейской трибуны. Другое дело гибридная атака. Здесь пахнет минимум активацией статьи 4 договора о североатлантическом военном союзе. И, возможно, серьёзными следствиями для виновных.

Науседа удивлял, фонтанируя идеями для наказания Минска. В частности, предложил правительству Инги Ругинене принять меры по оценке и суммированию общих убытков, понесённых воздушными воротами, авиакомпаниями и гражданами во время атак метеошарами и рассмотреть возможность подачи иска против Беларуси в международный арбитраж.

Ещё одно предложение: в качестве ответных мер начать консультации в рамках ЕС по вопросу введения дополнительных санкций против Минска, унификации их с антироссийскими рестрикциями.

Среди возможных мер воздействия – применение новых ограничений не только к белорусским калийным, но и к азотным удобрениям, а также к услугам белорусских компаний. Не исключалась так же введение национальных санкций против Беларуси – это вопрос политической воли.

Можно сказать, консультации с Рютте, дер Ляйен и Коштой впустую не пропали.

В азарте борьбы против «враждебного государства» Гитанас Науседа предложил «блокаду границы с Беларусью на неопределённый срок и ограничение калининградского транзита». По словам главы МВД Владислава Кондратовича, «в зале для совещаний повисла неуютная тишина».

Транзит «из России в Россию» осуществляется на основании действующего соглашения между ЕС и Российской Федерацией и прописанных в нём обязательств сторон. Сохранение транзита в западный эксклав РФ и из него было одним из условий вступления литовской республики в ЕС в 2004 году.

Вильнюс участвует в договорённости чисто географически, никаких самостоятельных решений в данном контексте принимать не может, вопреки утверждениям шефа дипломатии Кястутиса Будриса, что «государство может принять все необходимые меры для обеспечения своей безопасности».

После почти мгновенной жёсткой критики российской стороны в адрес Науседы и его главы МИД спасать «честь президентского мундира» выпало Дейвидасу Матулёнису, советнику главы государства по вопросам национальной безопасности. Чтобы сгладить углы, он зашёл издалека: речь идёт о «наиболее юридически затруднительной» мере».

Затем Матулёнис объяснил, что слова президента «были неверно интерпретированы». Науседа имел в виду «возможности ограничения транзита белорусских товаров в Калининград по железной дороге».

28 октября уже сам глава Литвы «врубил заднюю»: «Предлагаемые ограничения не будут распространяться на транзит российских пассажиров и грузов в Калининград, который регулируется международными соглашениями с Европейским союзом».

Правда, опять же советником было добавлено: ограничения калининградского транзита пока не рассматриваются. Однако это не означает, что вариант не может быть использован в будущем. «Пока же, ещё раз повторю, речь идёт не о транзите российских товаров в Калининградскую область, а об ограничениях, применяемых к белорусским товарам».

29 октября Кабинет министров Литвы в ответ на поток метеозондов принял решение закрыть границу с Беларусью до 30 ноября. Автомобильный пункт пропуска «Шальчининкай – сопредельная сторона Бенякони» полностью прекратил работу. На КПП «Медининкай – Каменный Лог» (которым чаще всего и пользуются путешественники из Калининградской области как туда, так и обратно) пропуск будет ограничен «с исключениями для лиц определенных категорий, которым разрешено пересекать государственную границу в этом месте».

Исключения применяются к дипломатам и лицам, доставляющим дипломатическую почту, а также к лицам, следующим транзитом в Калининград или из Калининграда.

Вопрос железнодорожного транзита через территорию Литвы на заседании правительственной комиссии по безопасности не рассматривался. Однако сама мысль, время от времени всплывающая в бездумных головах литовских руководителей, вынуждает искать фундаментальное решение проблемы и есть над чем подумать.

В последнее время только автор данной статьи раз пять писал о планах европейцев и натовцев оттяпать Калининградскую область. Навсегда вывести её из состава Российской Федерации. Хотя бы на том основании, что эксклав – штык у европейского подбрюшья. Угроза, которую рано или поздно придётся нивелировать.

Как только что убедились: идея жива и даже пытается плодоносить.















Музыкальные новости






















СМИ24.net — правдивые новости, непрерывно 24/7 на русском языке с ежеминутным обновлением *