Иллюзия контроля
Государство обещает запретить акиматам принимать решения по застройке самостоятельно. С принятием нового Строительного кодекса они будут обязаны согласовывать их с маслихатами. Так государство хочет вернуть горожанам контроль над большими стройками. Однако тут важно помнить, что многие депутаты маслихатов действуют в интересах крупного бизнеса и властей.
По задумке разработчиков поправок, мера о согласовании строительных проектов с маслихатами не даст акиматам пересматривать планы детальной планировки. В результате никто не сможет «построить бизнес-центр на том месте, где должен быть сквер».
Это решение, на первый взгляд, призвано решить одну из давних проблем крупных городов — появление абсурдных девелоперских проектов, которые строятся с нарушениями или же возводятся в неприспособленных для этого местах (с точки зрения безопасности и социальной инфраструктуры).
Нововведение также должно дать горожанам ощущение, что теперь ни один строительный проект не пройдет мимо них, поскольку в маслихатах трудятся избранные ими депутаты, заинтересованные только в том, чтобы «представлять свои районы» и «приносить пользу».
Государство в очередной раз стремится показать, что слышит обеспокоенных граждан и дает им возможность управлять своей жизнью демократическими средствами. Но в реальности эта мера — пустое обещание улучшений и политического участия.
Власти уже давно ведут борьбу с самовыдвиженцами, которые пытаются попасть в маслихаты без какой-либо протекции. Выборы 2023 года снова показали, что в них все еще нет места незаинтересованным лицам. В тот год независимые кандидаты так и не смогли получить мандаты в маслихатах. Вместо них традиционно депутатами стали люди, имеющие формальные и неформальные связи с бизнесом и/или институтами власти.
В частности, в Алматы семь из 42 депутатов имеют отношение к секторам строительства и недвижимости.
Например, Амиржан Набиев — соучредитель проектно-строительной компании ТОО «Атрикс-строй», а также член партии Amanat. Его компания известна строительством коттеджного городка премиум класса «Дубровка» в водоохранной зоне предгорья Алматы. Городские власти даже проводили проверку этого объекта, но в итоге суд разрешил строительство. Эта же компания без тендера и закупкой из одного источника реконструировала акимат Алматы после пожара в январе 2022 года.
Другой пример — Болат Ибрагимулы, соучиредитель ТОО «Qazaq Stroy Properties» и тоже член правящей партии. Его компания ведет активное строительство жилых массивов в Алматы и Астане.
Еще один пример — Сергей Козлов, соучредитель ТОО «Инвестиционно-строительная компания “Масато”» и член партии Amanat. В 2023 году он стал депутатом уже в пятый раз. До 2017 года соучредителем «Масато» был предприниматель Александр Гужавин, компания которого должна была строить горнолыжный курорт «Кок-Жайлау».
Сложно вообразить, при каких обстоятельствах маслихаты с таким составом пойдут на то, чтобы сдерживать потенциал строительных компаний. Напротив, если бы места в местных представительных органах не открывали разные возможности, вряд ли часть депутатов удерживала бы свои мандаты так долго, а новые избранники в принципе притязали на власть.
В таком контексте сложно говорить о том, что депутаты в маслихатах действуют исключительно в интересах общества. И пока они не перестанут быть местом концентрации деловых и политических элит, любые попытки дать им функции согласования решений не будут отвечать интересам большинства граждан.