Как Михаил Путин организовал соцсоревнование
Для молодежи социалистическое соревнование — такое нелепое словосочетание, как ленинский уголок и выездная комиссия старых большевиков. Но в эпоху СССР в нем участвовал каждый гражданин, отвертеться мог только таежный отшельник. В 1928 году был свернут НЭП, стартовала первая пятилетка. Властям пришла в голову нехитрая мысль: конкуренция, этот живительный сок капиталистического производства, при социализме исчезает. Что взамен? Как поднять трудовой энтузиазм, если прибыль безразлична? Социалистическое соревнование между бригадами, цехами, лабораториями и студенческими группами — партия придумала способ заставить трудящегося работать на всю катушку. Вместо прибыли можно было получить вымпел ударника или фотографию на доске почета. В советской системе ценностей это значило немало.
Любопытно, что пионером социалистического соревнования стал рабочий по фамилии Путин — однофамилец нашего президента. 15 марта 1929 года в газете «Правда» бригадир обрубщиков завода «Красный выборжец» в Ленинграде Михаил Путин опубликовал «Договор о социалистическом соревновании обрубщиков трубного цеха завода». Был брошен вызов по повышению производительности труда и снижению себестоимости на обрубку красной меди, шабровку и разработку трамвайных дуг. В молодости Михаил Путин выступал в цирке в качестве борца и однажды в течение семи минут противостоял Ивану Поддубному. Победить Путина, где бы он ни соревновался, было почти невозможно.
Михаил Путин стал одним из первых в СССР Героев Труда, а его инициатива распространилась по всей стране. Нарицательным стало имя шахтера из Донбасса Алексея Стаханова, который превысил норму в 14 раз. По всей стране гремели имена Валентины Гагановой, Паши Ангелиной, Макара Мазая. Кузнец Горьковского автозавода Александр Бусыгин, которого Форд звал в Америку за любые деньги, сказал: «Передайте Форду, что для нас Родина дороже золота». Надо признать, проигравшие в соревновании изгоями не становились, наказание не грозило, но муки совести могли взывать к реваншу. Другое дело, если всплывала халтура...
Маркс писал, что конкуренция — это спор за прибыль. СССР опровергал Маркса на каждом шагу. В эпоху всеобщего энтузиазма идея соревнования пришлась на благодатную почву. И пусть с точки зрения экономики она нарушала план и перечеркивала графики. Зачем запускать завод раньше срока, если не подтянулись поставщики? Зачем торопиться с больницей, если не набраны врачи? Зачем госплан, если есть Стаханов?
На эти вопросы не мог не ответить Сталин. В работе «Соревнование и трудовой подъем масс» он писал: «Конкуренция говорит: добивай отставших, чтобы утвердить свое господство. Социалистическое соревнование говорит: одни работают плохо, другие хорошо, третьи лучше — догоняй лучших и добейся общего подъема. Нечего и говорить, что конкуренция никогда не может вызвать чего-либо похожего на энтузиазм масс». Что тут скажешь — история рассудила иначе. На длинной дистанции конкуренция эффективнее социалистического соревнования.
В системе, где идеология подминает здравый смысл, любое мероприятие со временем превращается в самоцель. Постепенно (в поздний период СССР) энтузиазм выдыхался, соревнование превращалось в докучливую и казенную формальность, а победы становились липовыми. Рекорды стахановцев были поставлены под сомнение, а биографии переписаны. Хотя, припоминаю, нашу студенческую группу ректорат наградил поездкой в Эстонию. Все-таки гранит науки грызли не напрасно...