Денег нет, но вы лечитесь
Чтобы не соблазнялись врачи длинным рублем, чтобы в погоне за ним не бросали своих больных. Какой смысл куда-то ехать, если условия будут везде одинаковы! Базовую часть зарплаты хотят определять на федеральном уровне (сейчас все зависит от местных властей и руководителей лечебных учреждений). Обещаны и единые требования к стимулирующим премиям. Нововведения опробуют в семи пилотных регионах, чтобы потом распространить передовой опыт.
Можно подумать, что выравнивание зарплат в здравоохранении — сложнейшая задача, решение которой еще только предстоит найти. Но ведь рецепт давно известен: это прозрачная бухгалтерия. В советское время у медиков были оклады, единые для всей огромной страны, с понятными надбавками — за стаж, квалификационную категорию, работу на участке. Поэтому переезд из Вологды в Керчь материальное положение доктора не менял.
Впрочем, в глубинке врачей всегда не хватало — не в одних деньгах дело, огни больших городов обещают и другие, нематериальные возможности.
Казалось бы, все очевидно: надо вернуть гарантированные оклады в государственных больницах и поликлиниках. Но вместо этого решено продолжить игры с действующей ныне хитромудрой системой оплаты труда. В ее основе — прописанная в договоре крошечная базовая ставка (для врача от 12 тысяч рублей, для медсестры от 10 тысяч), и премиальная часть, в принципах начисления которой сам черт ногу сломит.
Каких только надбавок не придумали! За интенсивность труда, за расширение сферы обслуживания, за качество работы и т.д. Все слова вроде правильные, но трактовать их можно как угодно. И врач никогда не знает, сколько получит в конце месяца. Такая нестабильность приводит к кадровой текучке, от которой страдают даже московские поликлиники. Врачи получают действительно хорошие деньги, но все равно бегают из одной поликлиники в другую, пытаясь найти то место, где не только сулят золотые горы, но и выполняют обещания.
Многочисленные мутные надбавки чрезвычайно удобны для легального премирования отдельных сотрудников. А всех остальных позволяют держать под строгим контролем. Тех, кто чем-то недоволен, кто пытается качать права, просто лишают надбавок. Жаловаться бесполезно, ведь формально трудовой договор не нарушен, обязательный минимум выплачен, а все остальное — факультативная премиальная часть.
Недаром медицинские профсоюзы давно требуют, чтобы базовый оклад составлял хотя бы половину от общего заработка. Условные 40 или 50 тысяч рублей для врачей решили бы многие проблемы на местах, в том числе и кадровую диспропорцию между богатыми и бедными регионами. Но такое решение потребует серьезного дополнительного финансирования. А денег, как всегда, нет.
И силы брошены сейчас на то, чтобы в кратчайшие сроки подсчитать трудозатраты по каждой из оказываемых услуг. По всем специальностям! Дескать, новые тарифы должны быть обоснованными и справедливыми.
Медики нововведений опасаются. И, надо сказать, не без оснований. Ведь участникам пилотного эксперимента уже зачем-то пообещали, что их заработная плата не уменьшится. Впрочем, врачи в любом случае скажут, что реформа нужна. Иначе не получат своих надбавок.