Альтернативная грамматика: почему все чаще мы пишем с ошибками
Русский язык хоть и не самый простой, но, как и китайский, выучить можно. До сих пор в арабских и африканских странах можно найти местных жителей, довольно сносно изъясняющихся на русском. По большей части все они — бывшие студенты, учившиеся в советских вузах. Впрочем, и многие китайцы прекрасно говорят и пишут по-русски. В отличие от наших соотечественников…
Так, недавно произошел скандал на Урале, когда десятки выпускников гимназии получили аттестаты с грамматической ошибкой! После жалобы одного из гимназистов ошибку заметили, а аттестаты обещали заменить. Но осадочек, как говорится, остался. А сколько ошибок в книгах, которые мы читаем! Недавно об этом в одном из интервью с горечью говорил фантаст Сергей Лукьяненко, рассказывая о том, что многие издательства экономят на корректоре, прикрываясь надписью «Издание выпущено в авторской редакции». И эта экономия множит ошибки сначала читателей, а затем — и новых писателей. Об этом постоянно твердят создатели «Тотального диктанта», которые по долгу службы видят масштабы бедствия. Книги в «авторской редакции» они называют одной из причин снижения уровня грамотности.
Вторая причина — всеобщий «гуглеж». Когда нужно что-то проверить, люди спрашивают у поисковика. А тот выдает статьи, написанные с ошибками. И эти ошибки перекочевывают в рефераты, официальные письма и на мемориальные доски.
Например, в парке, рядом с которым я живу, ко Дню Победы сделали выставку стендов с фотографиями городов-героев. И на одном из них написано «Керч». Я долго ломала голову, вспоминая, где у нас в стране находится этот город? Впрочем, помимо меня, альтернативная география никого, похоже, не заинтересовала, поскольку стенд и ныне там.
А с другой стороны, может показаться: ну а что в этом плохого? Смысл-то ясен, а ошибки — это мелочи: язык развивается, и многие сленговые слова со временем входят в лексикон... Вроде бы оно и так, но именно это и пугает. Чем больше ошибок мы легализуем, тем дальше мы уйдем от собственной культуры, традиций и истории. Потеряется оригинальное звучание многих диалектных слов, и мы уже не сможем вспомнить, откуда они взялись и с чем связаны. А с развитием ИИ все ошибки будут кормить большие языковые модели, которые в ответ нам будут выдавать информацию с искажениями.
Взять ту же Керчь. Если снимок стенда уйдет в сеть и там будет растиражирован, велика вероятность, что в базе ИИ окажется именно этот вариант. А потом по запросу молодого писателя поисковик выдаст ему предложение с названием «Керч», а не «Керчь». И в какой-то момент многие обнаружат, что в России, кажется, два города с похожим звучанием. А какой из них город-герой — Керчь или Керч? Кстати, а Керчь вообще русский город? А он точно существует?
Альтернативная грамматика ведет к альтернативной географии, а затем — и к альтернативной истории. Поэтому неплохо было бы и для поступающих россиян увеличить порог ЕГЭ по русскому языку. Сейчас для технарей он составляет всего 40 баллов из возможных 100. Можно сдать, не приходя в сознание, как говорится...
Технологическое будущее — это хорошо, но зачем оно нам, если в нем не будет Керчи?