В Смоленской области нашли деревянную руку каменного века
Свайные поселения – общеевропейский феномен, на северо-западе России они появляются в IV тысячелетии до н.э. В это время климат стал холоднее и суше, из-за чего широколиственных лесов стало меньше, водоёмы стали мелеть, а земли – заболачиваться. Меньше стало и доступной людям пищи, что заставило их изменить тактику ведения хозяйства: жилища стали строить ближе к открытой воде, на мягких торфяных берегах – поэтому им и понадобились сваи.
«Руку» из Сертеи II датируют концом V – IV тысячелетием до н.э. (по находкам из окружающего слоя). Она изображает человеческую кисть; древний мастер тщательно зашлифовал ладонь, а на тыльной стороне вырезал семилучевую розетку. Ребро ладони он орнаментировал глубокими нарезками. «Руку» повредили ещё в древности: обломаны пальцы и частично повреждено ребро ладони. Кроме того, когда-то она крепилась к какому-то другому предмету, на «запястье» тоже есть облом.
Недалеко от «руки», в этом же слое, нашли фрагменты сосуда с изображением мужчины. Это довольно редкая находка для лесной зоны Восточной Европы.
Торфяники, где обычно находят свайные поселения, очень хорошо сохраняют предметы из органических материалов, которые обычно не доходят до нас в других условиях. Так, на поселении Сертея II раньше находили сами жилища, остатки рыболовных конструкций, орудия и оружие (например, древко дротика или копьеметалки в виде змеи).
Хорошо сохраняющаяся древесина – например, сваи – позволяет датировать постройки с помощью дендрохронологического метода. Он основан на подсчёте годичных колец в спилах деревьев и брёвен – их толщина меняется в зависимости от того, насколько благоприятными были условия для дерева. Если сопоставить толщину разных колец одного и того же дерева, то можно увидеть «чересполосицу» удачных и неудачных лет. Конечно, она не будет равномерной, и поэтому её удобно сравнивать с «чересполосицей» деревьев, которые начали расти чуть раньше или чуть позже, а их – с кольцами других старших или младших деревьев. Так, цепляя эти «чересполосицы» узких и широких колец друг за друга, можно выстроить историю годичных колец протяжённостью в столетие. Такую цепочку называют дендрохронологической шкалой. Если её довести до современности, или привязать к постройке с известной датой, или продатировать кольца радиоуглеродным методом, то с помощью самой шкалы можно будет определять время существования той или иной постройки из дерева.
Кроме того, что органические остатки дают материалы для дендрохронологии и «радиоуглерода», они позволяют следить и за изменениями природных условий, а в некоторых случаях – и за рационом людей и животных. Например, под полом одного из жилищ III тысячелетия до н.э. на стоянке Сертея II ранее обнаружили остатки десяти собачьих копролитов – окаменевшие экскременты. В них оказались яйца паразитов, которые попали к хищникам из плохо обработанных (сырых?) рыбы и мяса травоядных животных. Очень вероятно, что собакам доставалась та же еда, что и их хозяевам, а значит, копролиты говорят и о рационе людей, по крайней мере, о части их «диеты».
По материалам сайта Государственного Эрмитажа