Пятиклассник и Рокоссовский. Кошкин: не дети плохие, а мы им не рассказали
Волхов был ключевым городом на Ленинградском фронте, в том числе позволившим питать электроэнергией осаждённую Северную Пальмиру. Зубцов — во время Великой Отечественной войны был одним из символов Ржевской битвы, а сегодня незаслуженно забыт. Центр исследования малых городов опубликовал исследование, посвящённое их роли в нашей Великой Победе. Из каких городов были родом командармы, куда отправляли эвакуированных деток из Ленинграда, где делали бумагу для фронтовых газет.
Центр исследований малых городов обобщил имеющуюся информацию о роли малых городов в обеспечении Победы. Для изучения были отобраны малые города Российской Федерации, население которых в настоящее время не превышает 100 000 человек. При изучении уделялось особое внимание той уникальной роли, которую играл каждый город в ходе боевых действий или в тылу.
Полковник в отставке, военный эксперт, заведующий кафедрой политического анализа и социально-психологических процессов РЭУ имени Плеханова Андрей Кошкин объяснил aif.ru, зачем это нужно сегодняшним школьникам и почему такая работа важна.
Руслан Дмитриев, aif.ru: Андрей Петрович, для чего вообще тратить силы на такую работу?
Андрей Кошкин: Подобную деятельность обязательно надо вести на постоянной основе, а не только ко Дню Победы. Понятно, что есть города-герои, Москва, выстоявший Ленинград, Сталинград. Но здесь речь идёт о более глубинных процессах, чтобы и малые города, и люди, которые там проживают, почувствовали вовлечённость в этот важный исторический процесс, свою причастность к стране, к её истории, к тем событиям, которые сегодня отчасти повторяются, когда речь идёт о борьбе с нацизмом вооружённым путём. Тут важно дойти до каждого человека.
Расскажу о своем опыте. Мы собрали студентов. Хотели необычно подойти к празднованию годовщины Победы. Появилась идея: а что, если мы всё-таки попробуем рассмотреть мероприятие через лица Победы в истории Великой Отечественной войны? Ясно, что уже, конечно, это не дети, но внуки, и каков на сегодня процент тех, кто помнит? Спикеров нашли, получилось красиво. Ребята принесли из дома письма и фотографии, и всё это оцифровали, чтобы на слайдах показать. Но таких было немного, процент оказался не очень высокий. Не потому, что ребята плохие. Это критика в наш с вами адрес. Если хотя бы один раз родители им рассказали, что было с их бабушками и дедушками, какое отношение они имели к войне, как ковали Победу на фронте или в тылу — их было бы больше. Многие бы с удовольствием пришли и сказали: а мой дед — тоже участник. Необходимо сегодня дойти до малых городов и населённых пунктов и обсудить их значимость, нишу, роль и долю их участия в Победе — это очень важно.
— То есть, если условный пятиклассник узнает, что он земляк, например, маршала Рокоссовского, это может повлиять на его картину мировосприятия?
— Безусловно. Даже если наш диалог масштабируется в тысячи раз по стране, когда родители или бабушки с дедушками просто расскажут детям об их предках, начнётся коммуникация. Может, и мама с папой удивятся. Тем более сегодня так развит цифровой мир. Может, кто-то какую-то историю из фотографий сконструирует, систематизирует и запустит с озвучкой в социальных сетях. В таком случае эта история становится интересной для молодёжи. Гаджеты есть у каждого, и они могут помочь восстановить историю своей семьи и её причастности к Победе.
Вот я в чём вижу перспективу. Когда вы сказали — пятиклассник, я немножко съёжился. Почему? Пятиклассник от фамилии Рокоссовский ничего не испытает. Если мы говорим об эмоциональном восприятии, то ему надо открыть всё это. Давайте, откроем ему это через историю семьи и с помощью виртуального мира. Все тяжелейшие годы и страдания нашего народа советского во время Великой Отечественной войны. Когда он узнает, что у него дед — ветеран, ему и Рокоссовский будет значим, и как Победа ковалась, как страна жила. Это тяжёлый труд.
— Когда я был школьником, на уроки мужества трижды в год к нам приходили бодрые ещё ветераны, и вопросов об участии членов семьи в войне ни у кого не было. Когда мы это потеряли?
— С одной стороны, можно сказать, когда массово стали умирать носители знаний, непосредственные участники событий. У сегодняшних школьников и студентов возможности с ними встретиться нет. Поэтому и нужна форма цифровизации материалов, которые есть в семье. Историю своих родных, за редким исключением, нигде в Интернете школьник найти не сможет.
Эту память мы начали терять в процессах трансформации общества в девяностых, когда стали поклоняться деньгам. Ценности изменились в обществе, начала трансформироваться психика и взрослых, и детей. Вспомните, взрослые тост тогда произносили: пусть будет много денег, остальное купим. Кого мы чествовали? Тех, кто имел деньги, мог себе позволить всё. Каким способом он их получил — неважно.
На себя надо брать чувство ответственности: а что я сделал для того, чтобы наши ребята были гражданами своей страны и гордились этим? Надо им прививать любовь. К стране. К семье. К предкам.
В «Рифмах Победы», конкурсе, придуманном и проведённом издательским домом «АиФ», определена тройка лидеров. Первое место — у 34-летнего историка из Омска Александра Тихонова. Александр победил со стихотворением «Словно в поле колосок к колоску». Второе место занял стих «Высота» Сергея Петрова из Санкт-Петербурга. Третье место — у педагога и воспитательницы детского сада Натальи Колмогоровой из Клявлина (Самарская область). На наш конкурс она прислала трогательное стихотворение «Марусина почта».