О любви-схватке Есенина и Дункан расскажут в «Сфере»
К 130-летию со дня рождения великого русского поэта Сергея Есенина в театре «Сфера» представят моноспектакль актрисы Екатерины Ишимцевой «Айседора. Есенин. Прощай, черный дрозд!»
В постановке речь пойдет о последних семи годах жизни выдающейся танцовщицы, педагога, хореографа и реформатора танца Айседоры Дункан. Три из них она провела в Советской России, где, как сама считала, достигла «величайшей реализации своего существования».
Здесь Айседора встретила свою великую любовь – Есенина, человека неординарного, свободного, ставшего ее единственным мужем.
Отношения двух гениев: их любовь, творческая и человеческая схватка – это центральная тема спектакля.
В основу пьесы легли воспоминания самой Айседоры Дункан, а также ее секретарей Ильи Шнайдера и Аллана Росса Макдугалла, ученицы Ирмы Дункан, переводчицы, с которой Дункан и Есенин ездили в Европу и Америку, Лолы Кинел.
«Работая над пьесой об Айседоре Дункан я прочитала буквально все, что издано о ней на русском языке, - рассказывает aif.ru актриса Екатерина Ишимцева. - Айседора и Есенин были поражены друг другом буквально с первой секунды. Он готов был "перевернуть всю Москву”, пока не познакомится с ней. А на нее с лица Есенина "смотрели голубые глаза ее Патрика”, трагически погибшего сына.
Свидетелем их бешеной любви был весь мир. Айседора открыла русскому поэту Европу, Америку. Ради него она изменила своей клятве никогда не выходить замуж, стала учить русский язык. Дарила книги его любимых авторов, например, собрание сочинений Гоголя. Узнав о смерти Есенина, заявила журналистам: "Между мной и Есениным никогда не было ссор, и мы никогда не были разведены!”
Ссоры, конечно, были. Это была любовь-схватка двух больших художников. Когда они до слез спорили, чьему искусству суждено остаться в вечности. Вот слова Есенина: "Слава танцовщицы умирает, когда умирает танцовщица. Вы как актеры: первое поколение зрителей помнит их, второе читает о них, третье ничего о них не знает! Я же, Есенин, оставлю после себя стихи! А такие стихи, как мои, будут жить вечно!” Айседора, рыдая, возражала, что дарила людям красоту, отдавала им душу. Что красота не умирает, она где-то остается. Что настоящее искусство незаметно для зрителей, меняет их... Время показало, что спустя столетие место нашлось для обоих...
Рассказывая о взаимоотношениях Айседоры и Есенина, мне хотелось уйти от бытовых подробностей, раскрыть нюансы внутреннего мира творческих людей. Это история пересечения двух гениальных личностей, которые взаимообогащают, дополняют и оттеняют друг друга, оставляя негасимый след в истории культуры и искусства.
К слову, черный дрозд в названии моего спектакля возник не случайно. Песня Роя Хендрикса "Прощай, черный дрозд!” стала последней музыкой для Айседоры Дункан: она слушала и танцевала ее перед своим трагическим уходом. Кроме того, в ирландской мифологии черный дрозд является предвестником смерти. А у Айседоры, как известно, были ирландские корни».
Показ спектакля пройдет 6 октября на Камерной сцене театра «Сфера».
Режиссером-хореографом постановки выступил Петр Казьмирук, артист балета Большого театра, педагог и балетмейстер.
Напомним, основоположница свободного танца Айседора Дункан родилась 27 мая 1877 года.
В 18 лет Дункан в Чикаго начала выступать в ночных клубах. Она танцевала босиком в свободной тунике (хитоне) и удивляла публику своей пластикой. Вскоре Айседора уплыла в Лондон на судне для перевозки скота. Чтобы заявить о себе, она начала выступать на светских мероприятиях, вечерах артистов и художников.
Она обрела всемирную известность благодаря необычной манере танца босиком, состоящего из импровизированных легких шагов, бега, прыжков и выразительных жестов.
Впервые Дункан посетила Россию в 1904 году и дала несколько концертов в Санкт-Петербурге и Москве. В стране у артистки было много поклонников и последователей, которые открывали студии с обучением ее стилю танца.
В 1921 году нарком просвещения РСФСР Анатолий Луначарский пообещал артистке финансовую помощь для открытия ее танцевальной школы в Москве. Она с большим воодушевлением приняла предложение переехать в страну большевиков: «Пока пароход уходил на север, я оглядывалась с презрением и жалостью на все старые установления и обычаи буржуазной Европы, которые я покидала. Отныне я буду лишь товарищем среди товарищей, я выработаю обширный план работы для этого поколения человечества. Прощай, неравенство, несправедливость и животная грубость старого мира, сделавшего мою школу несбыточной».
Осенью 1921 года газета «Рабочая Москва» сообщила об открытии «школы Айседоры Дункан для детей обоего пола в возрасте от 4 до 10 лет». Особое предпочтение при приеме артистка отдавала детям рабочих. Сначала в школе занимались более 100 детей, но позже их количество сократили до 40, потому что обещанной финансовой поддержки оказалось недостаточно. Большую часть средств на школу Дункан добывала самостоятельно — в том числе на питание воспитанников. В 1924 году она уехала из СССР и оставила руководить учреждением свою приемную дочь Ирму Дункан. Школа просуществовала до 1949 года.
В 43 года Дункан начала встречаться с 27-летним Сергеем Есениным. Они познакомились осенью 1921-го на вечеринке художника Жоржа (Георгия) Якулова. Танцовщица пришла на мероприятие в красном струящемся хитоне и покорила поэта. Один из журналистов написал, что Айседора полулежала на диване, а Есенин стоял рядом на коленях. По свидетельству очевидца, артистка гладила его по волосам и приговаривала: «Золотая голова».
Она почти не говорила по-русски, а поэт не знал английского языка. Несмотря на разницу в возрасте и языковой барьер, их отношения развивались быстро. Чтобы избежать больших проблем с получением для Есенина визы, 2 мая 1922 года они поженились. Это был первый официальный брак артистки. Оба супруга взяли двойную фамилию Есенин-Дункан.
Ходили слухи, что перед бракосочетанием Айседора исправила в паспорте дату своего рождения. Она переживала, что молодому мужу не понравится большая разница в возрасте. Насколько был изменен ее возраст — неизвестно до сих пор.
Влюбленные общались жестами и с помощью переводчика. После свадьбы Есенин сопровождал Дункан в турах по Франции, Германии, Бельгии, Италии и США. Поэт не мог смириться с тем, что на гастролях его воспринимали только как спутника Дункан. Он был подвержен частой смене настроения, кричал на жену и даже иногда поднимал на нее руку. Также Есенин имел пристрастие к алкоголю, и однажды Айседора вызвала полицию, чтобы утихомирить мужа. После вспышек поэт постоянно извинялся, и жена раз за разом его прощала. Их брак продлился два года.
Когда Дункан уехала за границу без Есенина, тот отправил ей телеграмму: «Я люблю другую. Женат. Счастлив. Есенин». Речь шла о Галине Бениславской, у которой жил поэт. В действительности Есенин на ней не женился. В конце 1925 года он покончил с собой в гостинице «Англетер» в Ленинграде. Менее чем через два года не стало и Дункан.
14 сентября 1927 года танцовщица отправилась на автомобильную прогулку в Ницце. Как всегда, она была облачена в свободное одеяние. Внезапно край длинного красного шарфа Дункан зацепился за колесо, намотался на него и выдернул артистку из автомобиля. Причиной ее смерти стал перелом шеи.
Прах Дункан хранится в колумбарии на кладбище Пер-Лашез в Париже.