Главные новости Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург
Октябрь
2025
1 2 3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

«Бреем, стрижем, бобриком-ежом»: кто такие цирюльники и как в Москве появились первые парикмахерские?

0

В Древней Руси, как правило, и женщины, и мужчины носили длинные волосы, перевязывали их тесьмой, использовались гребни для расчесывания. Материалом для изготовления гребней служило дерево, рога животных, кости, реже – металл. Приход на Русь норманнов несколько повлиял на тогдашнюю мужскую моду: подражая северным соседям, русы стали брить бороды, оставляя только усы, и укорачивать себе волосы. Однако после принятия христианства бороды вновь вернулись в обиход мужского населения Руси, и долгое время борода являлась символом мужской чести. По тогдашним социальным нормам, безбородыми могли быть только женщины, дети и грешники в аду. Что касается стрижек, то самой распространенной являлась знаменитая «под горшок», которая дожила практически до сегодняшнего времени. Принцип был прост: на голову надевали тот самый горшок и обстригали торчавшие из-под него локоны. Состоятельных людей стригла прислуга, а в бедных семьях эта своеобразная честь доставалась отцу семейства. Ряд источников отмечает, что примерно с XIII века, под влиянием монголо-татар, на Русь пришла мода на восточные стрижки и даже бритье головы. Примерно в то же время появились и первые русские цирюльники.

Считается, что своеобразным толчком к популярности цирюльников стали реформы императора Петра I и его знаменитая борьба с ношением бород. Хотя всего пару десятилетий назад его отец, царь Алексей Михайлович, издал в 1675 году указ, запрещающий брить волосы на голове, носить иностранные платья и вообще перенимать чужеземные обычаи. Теперь же ситуация изменилась: высший свет и состоятельные лица российского государства стали перенимать французские и немецкие моды, включая европейские костюмы, парики и гладко выбритое лицо. Не желавших расставаться со своей бородой мужчины были вынуждены раз в год платить специальную пошлину под названием «бородной закон» (ее отменили только в 1762 году), остальные как раз пользовались услугами цирюлен и цирюльников. Кстати, примерно в те же годы стрижка «под горшок» остается уделом либо крестьян, либо старообрядцев.

Итак, кто же такой цирюльник? На самом деле, это человек, чья компетенция выходила далеко за пределы обычной стрижки волос или бритья бороды – цирюльники делали кровопускания, вырывали больные зубы, лечили раны, прикладывали пиявки. Имеются сведения, что некоторые из этих мастеров помогали бороться с запоями, вливая в несчастного пациента разведенный конский навоз, вызывая у последнего чудовищную рвоту. Благодаря таким навыкам, в допетровскую эпоху цирюльники входили в состав Аптекарского приказа наряду с обычными докторами, а уже при Петре I они появились в армии, в каждой роте по одному специалисту. Но все же основная масса цирюльников обслуживала гражданское население, и у разных цирюльников были свои места для обслуживания клиентов. Одни ходили по домам, предлагая свои услуги, другие работали при банях, а третьи работали при дорогих салонах. Однако самыми массовыми цирюльниками были так называемые «бродячие» или «холодные» — они часто обитали на рынках и городских площадях, предлагая свои услуги населению. В Москве большая часть «холодных» цирюльников обитала в Зарядье.

Цирюльник носил ящик с различными инструментами – бритвами, ножницами, ланцетами, медикаментами и благовониями. С собой у него непременно был стул, который он носил, надев на себя через отверстие в спинке. Как и любой уличный торговец, цирюльник старался обратить на себя внимание публики, для чего часто использовал различные прибаутки и забавные рифмованные фразочки. Например: «Шла барышня по дорожке, на ней новые полсапожки, да запнулась за тумбочку, уронила сумочку, подняла юбочку, упала на дорожку, поломала ножку! Бреем, стрижем, бобриком-ежом, лечим паршивых, из лысых делаем плешивых, кудри завиваем, гофре направляем, локоны начесываем, на пробор причесываем, парик промоем, кровь откроем, фризюр наколем, тайну любви скроем, мозоль подрежем, косу купим и срежем, мушки клеим, стрижем да бреем!». Самая распространенная фраза, оставшаяся в воспоминаниях многих современников, была: «С пальцем девять, с огурцом пятнадцать!». Это означало, что за девять копеек цирюльник оттягивал щеку клиента для бритья, вставляя ему палец в рот, а за пятнадцать копеек для тех же целей использовался более гигиеничный огурец. В целом же, как и у офень (бродячих торговцев), у цирюльников тоже сложился свой лексикон. Перечислять здесь все фразы будет лишним, упомянем в качестве примера слово «обчекрыжить» — плохо подстричь. Со временем это слово ушло в народ.

А что касательно дамских причесок? Там перемены были гораздо кардинальнее, и тоже все началось с петровских времен. Именно в XVIII веке женщины начали посещать балы и так называемые ассамблеи, где блистали своими нарядами и прическами. В моду вошли прически большого объема из густых локонов, которые нередко украшались ювелирными изделиями. Появились различные журналы мод, такие как: «Модное ежемесячное приложение», «Библиотека Дамского Туалета» и другие. Разумеется, далеко не все отечественные цирюльники могли создать такую прическу, поэтому среди состоятельных барышень огромной популярностью пользовались иностранные специалисты, которых выписывали из европейских стран. Особенно популярным это стало после Отечественной войны 1812 года, когда в Москве и Петербурге начали открываться первые парикмахерские, которыми, в основном, владели французы. Бум парикмахерского дела начался уже в 60-е годы XIX века. Обслуживание там стоило дорого, но и публика была под стать. В модные салоны потянулись и мужчины.

В роскошно обставленных парикмахерских брили, стригли, делали укладку, маскировали лысину модным шиньоном, торговали модной парфюмерией. Сложился ритуал обращения с посетителем, где парикмахер неизменно прибавлял «-с» в конце слов, чтобы получалось максимально учтиво, т.е. вместо «как прикажете?» произносилось «как прикажете-с?». Использовалось множество французских слов, дабы мастер мог подчеркнуть свою якобы «заграничность»: «парфетман», «иси», «комса», «месье» и так далее. Иные и вовсе старались притворяться французами, как некто Базиль, державший свою парикмахерскую в Газетном переулке. По паспорту, правда, он был Василий Яковлев. Впрочем, это было понятно: какой-то отдельной школы парикмахеров в дореволюционной России не существовало, и большинство тех, кто прославился затем на всю Москву, обучались ремеслу, будучи мальчиками на побегушках у французских парикмахеров. Со временем станут известными на весь город парикмахеры и их салоны: Орлова на Тверской, Ляпунцова на Никитской, Агапова в Газетном переулке, Миронова на Страстной площади, Глазова на Пречистенке.

Но пожалуй, больше всех прославился московский парикмахер Иван Андреевич Андреев. Ряд источников утверждает, что его настоящая фамилия была Козырев, но достоверного подтверждения этой информации нет. Зато известно, что он родился в крестьянской семье в Калужской губернии, мальчиком поступил учеником к некоему цирюльнику Артемову, но вскоре ушел от него из-за плохого отношения. Далее поступил на службу к уже упомянутому Агапову, которого Гиляровский называл одним из лучших парикмахеров Москвы. Именно там полноценно раскрылся талант Ивана Андреева, да так, что тот в 1879 году открыл свою парикмахерскую на Кузнецком мосту, а затем и магазин. Его салон был обставлен по последней моде, каждый зал был оборудован под конкретную процедуру: стрижка, завивка, покраска и так далее. Андреев регулярно ездил в Европу перенимать передовой опыт, участвовал в выставках, и это дало плоды: в 1885 году он завоевал Большую серебряную медаль на Всероссийской выставке, в 1888 году получил бриллиантовые академические Пальмы в Париже на конкурсе парикмахеров (первый в России!), а на Всемирной выставке 1900 года все в том же Париже был награжден Большой золотой медалью, Большой серебряной медалью, Золотым крестом и дипломом на звание профессора парикмахерского искусства. После этого в Москве «стрижка от Андреева» стала высшим шиком, и позволить себе её могли только очень богатые персоны. Позднее, в 1909–1912 годах, Иван Андреевич выпустит каталоги своих причесок, которые будут перепечатывать модные европейские журналы.

К началу ХХ века парикмахерские окончательно вытеснили цирюльников, особенно «бродячих». Да и развитие медицины, особенно хирургии, тоже поставило крест на врачебной стороне деятельности этих мастеров. Парикмахерские же продолжат свою деятельность и после Октябрьской революции 1917 года, но постепенно эта индустрия будет меняться, как и многое в стране. О том, как были устроены московские парикмахерские уже в советское время, мы расскажем вам в следующий раз.

Роман Голосов

Сообщение «Бреем, стрижем, бобриком-ежом»: кто такие цирюльники и как в Москве появились первые парикмахерские? появились сначала на МОЙ РАЙON.















Музыкальные новости






















СМИ24.net — правдивые новости, непрерывно 24/7 на русском языке с ежеминутным обновлением *