«Романовы. Из Петергофа в Москву»
Именно так называется новая выставка, открывшаяся в недавно отреставрированном Сытном дворе в музее-заповеднике «Коломенское».
Это первый совместный проект с музеем-заповедником «Петергоф». Выставка предлагает неожиданный взгляд на династию, которая правила Россией более 300 лет: вместо парадных портретов – человеческие истории, вместо официальных ритуалов – повседневные привычки и страсти, вещи, быт и личные интересы императорской семьи.
Мы видим венценосных особ Романовых как живых людей – со своими капризами, увлечениями, желаниями, привычками. В экспозиции мемориальные предметы соседствуют с артефактами времени, иллюстрирующими вкусы правителей. Также зрители смогут проследить, как личное увлечение монарха становилось импульсом для развития целых отраслей: от науки и медицины до игр и семейных традиций.
Проект объединяет семь разделов, каждый из которых раскрывает, как личные пристрастия монархов влияли на культуру и быт России – становились источником нововведений в искусстве, производстве, кулинарии, спорте и торговле. Зрители увидят, как семейные традиции Романовых – от охоты до садоводства – передавались из поколения в поколение, трансформируясь под влиянием времени и индивидуальности каждого правителя.
Например, Пётр I был известен своей страстью к кораблестроению и западным технологиям, что способствовало модернизации России. Пётр I вошел в историю не только как император, сыгравший ключевую роль в становлении русского флота, но и как правитель, поменявший вкусовые предпочтения целой страны.
«Великие посольства Петра в Западную Европу очень сильно повлияли на его увлечения, пристрастия и вкус. Одним из таких аспектов является его любовь к кофе, который он впервые попробовал во время этих западных поездок», – отметила заместитель генерального директора по учету и хранению ГМЗ «Петергоф» Елена Бортникова.
Пётр I был известен не только своей страстью к кораблестроению и технологиям, что способствовало развитию России. Также император долгое время изучал медицину, в частности, хирургию. В экспозиции представлены аптекарские банки и хирургические инструменты того времени.
Анна Иоанновна любила охоту, и при ее правлении охота стала важным элементом культуры того времени. Екатерина II увлекалась литературой и искусством, активно поддерживая культурное развитие страны. При Елизавете Петровне появился русский фарфор. Начало его производству в России положила основанная императрицей в 1744 году в Санкт-Петербурге Невская порцелиновая мануфактура. Гости увидят предметы из личного сервиза Елизаветы Петровны, созданного на Императорском фарфоровом заводе. Александр III предпочитал более традиционные увлечения, такие как охота и сельское хозяйство.
Раздел «Семья» посвящен традициям династии и генеалогии, «Детская» рассказывает о воспитании наследников, рождественских обычаях и играх – здесь представлены игрушки и настольные игры XIX века. Отдельный раздел посвящен воспитанию детей в императорских семьях, физическому развитию наследников.
«Если мы говорим об играх, то интересны, например, карты, все персонажи одеты в русские народные костюмы, повторяющие одеяния участников придворного бала в феврале 1903 года. Выход этих карт был приурочен к 300-летию Дома Романовых, и даже в советские годы печатались новые их тиражи. Также представлена и настольная игра с карточками «шанса». Удивительно, насколько она напоминает современную – черно-белые изображения подписаны различными исходами игры и новыми обстоятельствами, с которыми игроку нужно совладать: например, «хорошая дорога» дает игрушечному автомобилю скорость 70 верст в час, «плохая дорога» замедляет игрока до 20 верст в час, а «испорченный руль» заставляет вообще выйти из игры», – рассказала заместитель директора по хранению музейных фондов музея-заповедника «Коломенское» Ольга Полякова.
Контраст между «семейным» и «индивидуальным» является основным приемом формирования экспозиции. Для этого в каждом из семи разделов представлен подраздел «Персоналия»: он оформлен как страница из личного дневника монарха – с мыслями, вкусами и желаниями, где раскрываются его помыслы, желания и даже слабости.
Основа выставки – экспонаты из Музея-заповедника «Коломенское», их около пятисот. Романовы строили церкви, заказывали иконы и исторические полотна. Церковная утварь, которая выполнялась по заказу Алексея Михайловича, отправлялась в храмы и монастыри. Иконостасы ажурной резьбы мастеров Оружейной палаты затем повторяли в Ярославле, Холмогоре, Пскове и Вятке.
«В XVII веке начинают проникать на Русь тенденции, которые характерны для западного искусства. Конечно, мы говорим о влиянии голландских мастеров, других стран», – сказала заместитель директора по экспозиционно-выставочной деятельности Музея-заповедника «Коломенское» Наталия Горькова.
Ольга Полякова добавила: «Здесь представлены уникальные экспонаты: детали деревянных сеней из Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря, где Михаил Фёдорович, первый Романов, был избран на царствование, иконы эпохи царя Алексея Михайловича. Очень важно для нас было поместить портретный ряд династии. Когда люди приходят на выставку, они видят Романовых в торжественной обстановке, в пылу государственной работы. Мы представили портреты и картины, которые находились непосредственно в дворцовых интерьерах, чтобы возможно было увидеть в них не только политиков, но и людей».
К открытию выставки специалисты также подготовили выпуск интересной книги, в которой собраны уникальные материалы, фотографии и архивные документы из собраний музеев-заповедников «Коломенское», «Петергоф» и ведущих архивов страны, позволяющие глубже понять жизнь и мироощущение династии Романовых.
Начальник экспозиционно-выставочного отдела музея-заповедника «Коломенское» Анастасия Христенко: «На новой выставке представлена не парадная сторона жизни императорской фамилии, а более интимная и частная жизнь. Мы хотели, чтобы посетитель увидел, что царская семья – это прежде всего люди, пусть и наделенные большими полномочиями, заботами и трудами. Благодаря выставке посетители смогут увидеть за историческими персонажами людей с их увлечениями, страстями и слабостями и чуть лучше понять, кем же на самом деле были Романовы».
Михаил Ковалёв.
Фото автора
