Громкий скандал в российском хоккее. Легендарный Фетисов обвинил в денежных махинациях Симакова, убрав его из ЦСКА
Вся эта запутанная история началась еще в мае 2008 года. Симаков, находясь в статусе свободного агента, променял московских армейцев на питерских и подписал контракт со СКА на 3 года. Но уже в сентябре миниатюрный форвард оказался не нужен новому клубу и вернулся в ЦСКА транзитом через магнитогорский «Металлург», в котором Алексей провел только 4 месяца. Возвращался Симаков на конкретное место — тренерский штаб армейцев в лице Быкова и Захаркина хотел воссоздать его связку с Сапрыкиным и Епанчинцевым.
А дальше началось самое интересное: летом 2009 года тандем БиЗ перешел в «Салават», оставив Симакова, как выяснится позже, на произвол судьбы. Руководство ЦСКА обвинило нападающего в том, что он заключил с питерским клубом «непонятный контракт», согласно которому 60% от соглашения он должен получить в первую неделю сборов. В итоге клуб, возглавляемый Вячеславом Фетисовым, в одностороннем порядке разорвал контракт, действие которого заканчивалось лишь через 2 года.
Это решение армейского клуба стало для Симакова настоящим шоком. По признанию самого игрока, он знал, что его могут обменять, но не мог даже представить, что с ним вот так просто расторгнут контракт. 21 июля он пришел на медосмотр, и там его сразу поставили в известность о том, что он больше не игрок ЦСКА.
«Мы считаем, что это просто произвол со стороны ЦСКА… Алексей был в отпуске. Соответственно, из отпуска он вышел за несколько дней до назначенного сбора, и тогда его поставили в известность, что он ЦСКА не нужен. Да, до этого мы вели разговоры об обмене, но про увольнение речи не шло! И понятно, что мы были полностью уверены, что Алексей начнет сезон в ЦСКА. У него действующий контракт!», — негодовал агент хоккеиста Валерий Холин.
Симаков не согласился с решением боссов армейцев и написал соответствующее заявление. В ответ его отстранили от тренировочного процесса, но не дали ни приказа об увольнении, ни трудовую книжку. А руководство КХЛ присудило игроку статус «конфликт». Ходили слухи, что в случае расторжения контракта ЦСКА должен был выплатить игроку компенсацию в размере 27 миллионов рублей, но представитель Симакова опроверг эту информацию.
«Статус „конфликт“. Какой конфликт? Что там происходит?! Сбой в системе? А есть ли в хоккейном клубе ЦСКА сейчас система? У них вообще нет системы — правовой, юридической. Это равносильно тому, как к основному вратарю перед отъездом на сбор подходит какой-то менеджер клуба и просит подписать бумагу задним числом. Как это назвать?! Хорошо, они хоть в туалетах игроков не находят и не подсовывают им бумаги на подпись. Конечно, он отказался и сказал, что это неправомерный документ и он его даже рассматривать не будет. Краткая хронология: 23-го Барулин на тренировке, и ему дают бумаги о централизованном снижении зарплаты — подписать 15-м мая! Или, в противном случае: „Ты не летишь на сбор“. Костя сказал: „Спасибо, но если я не полечу, буду готовиться в Москве“. Потом они ему перезвонили: „Нет, Костик, ты едешь на сбор“. Напугались решительности Кости потому что. По Симакову же вообще полный произвол! Мы им сказали: если у вас проблема с финансами, давайте распределим потоки, давайте, — не нужно оставлять игрока без тренировок и игровой практики, — а во время турниров произведем обмен. Самое ценное, что есть и о чем говорит президент КХЛ Александр Иванович Медведев — это целостность контрактов. Никому не дано право! И мы должны выполнять обязательства, которые взяли. Или находить компромиссы. Но не выставлять человека. Мы считали, что эти методы давно прошли, но почему-то они вернулись опять. Мы им говорим: давайте будем действовать только в правовом поле, давайте не будем заниматься самодеятельностью. Это же человек, это не механизм!», — говорил Холин.
В дальнейшем ситуация приобрела пренеприятный оборот: дисциплинарный комитет КХЛ принял решение дисквалифицировать Симакова на два года за «явное и грубое неисполнение игроком регламента, коллективного соглашения и иных требований КХЛ как организатора соревнований». Как так получилось, спросите вы? Все очень просто: Алексей допустил большую ошибку и для разрешения конфликтной ситуации с ЦСКА обратился в общегражданский суд, что является грубым нарушением регламента КХЛ.
Тогда и вспыли новые подробности недопонимания между Симаковым и армейцами: в 2009 году КХЛ приняла определенные антикризисные меры, частью которых стало понижение зарплаты определенной доли хоккеистов. Алексей попал под это сокращение, поэтому его жалование было урезано на 50%. Игрок с таким решением лиги не согласился и отказался играть за ЦСКА на новых условиях. В сентябре стороны пришли к тому, чтобы расторгнуть соглашение по взаимному согласию, и в таком случае армейцы должны были выплатить игроку 25% от общей суммы контракта. ЦСКА эти деньги заплатил, но Симаков посчитал, что ему должны 25% от того контракта, который он подписывал изначально. Правота была на стороне московских армейцев, но Алексей занял принципиальную позицию и отказался признавать урезание зарплаты, поскольку соответствующих документов ему выдано не было. После этого игрок решил подать иск в гражданский суд Москвы, за что впоследствии и поплатился: по регламенту финансовые споры должны решаться исключительно структурами КХЛ.
«Клуб выплатил ему все деньги от той суммы контракта, что получилась у него в результате редрафта. Симаков же требует неустойку от суммы, что значилась в договоре до редрафта. А это противоречит регламенту. Вот в чем вся разница», — говорил главный тренер и генеральный менеджер ЦСКА Сергей Немчинов.
А вот как свою позицию объяснял сам игрок.
«Когда 23 июля я явился после отпуска на первый сбор в ЦСКА, Немчинов сказал мне, что клуб разрывает со мной договор. Неопределенная ситуация тянулась до 4 сентября, когда контракт с ЦСКА наконец-то был расторгнут по взаимному согласию сторон. Ни о каких прогулах и других нарушениях с моей стороны, которые всплыли сейчас, речь даже не заходила. ЦСКА должен был выплатить мне компенсацию — 25 процентов от суммы договора. Прошло два месяца, денег я не получил и подал иск в гражданский суд. ЦСКА утверждает, что заплатил 25% от урезанного контракта? Мне выплатили какие-то копейки. Хотя у меня на руках контракт, который я заключал еще со СКА перед началом прошлого сезона. Потом тот же самый договор действовал в „Магнитке“, куда я перешел из СКА, и, наконец, в ЦСКА. Никаких документов об урезании зарплаты мне не выдавали», — говорил Алексей.
Эта дисквалификация поставила Симакова, уже успевшего перейти в «Автомобилист», в настоящий тупик. Ведь наказание распространялось не только на КХЛ, но и на ВХЛ. Тем не менее, ситуацию нельзя было назвать безвыходной: в случае, если бы Алексей забрал свой иск из гражданского суда, срок дисквалификации уменьшился вчетверо и составил бы всего полгода.
«У КХЛ возник конфликт с агентством, представляющим интересы Симакова, а хоккеист стал заложником этой ситуации. Конфликт возник не сегодня, а еще в межсезонье, когда Симаков выступал за ЦСКА. Причем неправильно себя повел не Симаков, и не КХЛ, а это самое агентство. У каждого человека есть право на ошибку. Когда я приглашал Симакова в „Автомобилист“, я считал, что Леша — заблуждающийся игрок, сейчас я считаю, что он — коммерсант. И в этом его беда. Я знаю массу хоккеистов, и массу коммерсантов. Я сам хоккеист и коммерсант. И я понимаю, чем одно отличается от другого. Прежде всего, Алексею нужно понять, что он игрок, а не коммерсант. Если он отбросит коммерческие интересы, перестанет ставить во главу угла деньги, заработок, и вспомнит, что он в первую очередь хоккеист, то ситуация изменится. Это я вам говорю от лица и клуба, и Лиги. И я смогу его защитить: поверьте, у меня достаточно административных ресурсов. Он завтра же выйдет на площадку! Но я хочу, чтобы он сам понял, что он хоккеист, а не коммерсант. Коммерсанта я защищать не могу и не хочу», — сказал президент «Автомобилиста» Вячеслав Потехин.
А агент игрока не исключал, что Фетисов применил административный ресурс, чтобы наказать хоккеиста. Ситуацию разрешило лишь личное вмешательство президента КХЛ Александра Медведева, который заверил, что все долги будут погашены. Ситуация урегулировалась, и Симаков даже успел провести 38 матчей за «Автомобилист» в сезоне-2009/10.
Но затухший как казалось конфликт вспыхнул с новой силой после того, как Фетисов покинул ЦСКА и в одном из интервью упомянул ситуацию с Симаковым, намекая на то, что тот был замешан в денежных махинациях. «Понятно, для чего этот парень был подписан», — сказал Вячеслав Александрович, недвусмысленно намекая на финансовую нечистоплотность хоккеиста.
Сам Симаков, который к тому моменту защищал цвета «Югры», тут же опроверг слова прославленного защитника сборной СССР и потребовал, чтобы ему выплатили те деньги, которые так и не перечислили при расторжении контракта. По оценке Алексея, долг армейцев составлял около 4,8 миллиона рублей, поэтому игрок был настроен подавать в суд на Фетисова.
«Разрешение спора Симаков — ЦСКА проходило долго и болезненно. Сначала велись переговоры представителей Алексея с клубом, которые в итоге зашли в тупик. Затем разрешение спора перетекло на корпоративный уровень. Будет ли Симаков подавать в суд? Сейчас мы не можем ответить, какое решение примет Алексей. Конечно, он просто обескуражен теми словами, которые сказал про него Фетисов. Хотя и так ясно, что мнение Вячеслава Александровича ничем не обосновано и не соответствует в действительности той ситуации. Контракт Симакова действительно предусматривал условия о выплате „подписного бонуса“, что не противоречит нормам регламента КХЛ. Тем более Симаков по этим условиям не получал 60 процентов контракта в первый месяц», — говорила юридический представитель хоккеиста Ольга Корсунская.
Сам Симаков заявлял, что считает обвинения Фетисова крайне несправедливыми.
«Просто возмущен попыткой обвинить меня в причастности к каким-либо злоупотреблениям и коррупционным скандалам в хоккее. Я всегда стремился играть как можно профессиональнее, и всегда заключали со мной контракты, исходя из игры, которую показывал на льду, а не за откаты. А из-за ЦСКА, который не выполнил свои обязательства, попал в очень неприятную ситуацию: взял кредит и не смог по нему заплатить, понадеявшись на Фетисова», — возмущался Алексей.
В итоге этот конфликт со временем сошел на нет, а Симаков, приобретший после него скандальную известность, прославился еще и благодаря спортивным успехам. После случившегося он еще 6 сезонов выступал за родной «Автомобилист» и стал лучшим бомбардиром в истории клуба: за 347 матчей он набрал 178 очков.
Подписывайтесь на хоккейный телеграм-канал Sport24