Самсонову лишили шансов на победу, сильнее Медведева только Алькарас. Эксперт — о провале россиян
Заслуженный тренер России Виктор Янчук в эксклюзивном интервью «Советскому спорту» оценил состояние отечественных теннисистов перед стартом US Open.
Российские теннисисты в последнее время дали немало поводов для жарких дискуссий. Среди них и яркий прорыв Людмилы Самсоновой в финал в Монреале, и неудачный для наших мужчин турнир в Цинциннати, и, конечно же, удивительное возвращение на корт Анны Чакветадзе.
В эксклюзивном интервью «Советскому спорту» заслуженный тренер России Виктор Янчук поделился мыслями о том, что будет происходить в нашем теннисе в ближайшее время.
— Даниил Медведев впервые за несколько лет уступил в матче с Александром Зверевым. Благодаря чему немец сумел переломить эту неудачную для себя серию?
— Соперники, в принципе, равные. Конечно, ожидалось, что матч будет напряжённый, с непредсказуемым исходом. Зверев сейчас обретает очень неплохую форму, он классный игрок, на него часто ставят. Александр техничный, универсальный, играет в равной степени уверенно и сзади, хороший обмен ударами в темпе может нанести с обеих сторон и спереди, мощная подача при его росте. Трудно было предсказать, кто победит. Возможно, в этот раз ему повезло чуть больше.
— Можете назвать главные ошибки Медведева в матче?
— По стилю игры могу сказать, что если Зверев универсальный, то Медведев предпочитает играть от обороны и на ошибках соперника, у него контратакующий стиль. Он надёжен с задней линии, но этого маловато, нужно играть поострее в некоторых случаях, иметь более активные удары с обеих сторон, естественно, при хорошей подготовке. Где-то вот это чуть-чуть, самая малость, но стиль игры у Зверева более универсальный и выигрышный. Трудно сказать, я думаю, если они встретятся в другом турнире через неделю-две, то Медведев может вполне одержать верх. Про него нельзя сказать ничего плохого.
— Можно ли сказать, что Даниил подошёл к игре излишне самоуверенно?
— Нет, я бы не сказал. Он всегда уверен в себе, выходит побеждать. Ему недоступен пока что только один соперник — Алькарас. Он с ним никак не может расправиться, испанец играет быстрее других, Даниилу трудно приходится. Медведев хочет выиграть, нельзя сказать, что он самоуверенный или недооценивает соперников. У него уже сложился определённый характер и настрой, всегда такой агрессивный. Это ему, кстати, помогает, он выигрывает в большинстве случаев.
— В женском теннисе до сих пор продолжают обсуждать поражение Людмилы Самсоновой в финале турнира в Монреале. Можно ли сказать, что организаторы, мягко говоря, подставили нашу теннисистку, поставив финал сразу после её матча с Рыбакиной?
— Самсонова молодец. Она дошла до финала, это уже большое достижение. Нельзя всегда судить по максимуму. У неё прекрасная игра, хорошо борется, зарекомендовала себя ещё на Кубке Федерации, когда выступала за команду и принесла много очков. Она просто хороший игрок. Может быть, трудно от неё требовать постоянных побед, тем более когда в финале американцы или канадцы, то, конечно, не без оснований так происходит. Не знаю, умышленно это было или нет, но всё выглядит очень подозрительно.
У неё не было должного перерыва перед финалом, но ничего не поделаешь, так бывает. Когда идёт «Большой шлем» или турниры по 10 дней, там уже есть возможность маневрировать с расписанием и отдыхом. Здесь это трудно сделать, так получилось. Ну что же, за одного битого двух небитых дают. Я думаю, что Самсонова придёт в себя, восстановится и будет выступать и наступать дальше, её теперь следует опасаться. Она переходит в группу ведущих игроков, приближается вплотную.
— Насколько вообще реально сыграть второй матч на таком уровне с передышкой всего в несколько часов?
— Это зависит от разных обстоятельств. Свою роль могут сыграть и форма, и выносливость, и настрой, и твой соперник, его форма и стиль игры. Очень многое может повлиять. Конечно, лучше, чтобы всё было на равных. Тогда можно судить более объективно. А тут есть уважительные причины. С другой стороны, устал человек, всё-таки до финала дойти очень непросто, тем более накануне она также хорошо играла. Мы верим в её будущую звезду.
— Самсонова после этого финала отобрала у Касаткиной звание первой ракетки России. Дарья смогла ответить более успешным выступлением в Цинциннати. Сможет ли кто-то из них долго удерживать этот титул или он так и будет в ближайшее время переходить из рук в руки?
— Трудно предсказать. Касаткину рано списывать со счетов. Она тоже остаётся кандидатом на ведущие позиции. В последнее время она прибавила, прогрессирует. Одно время она была в тени, откатилась за двадцатку даже, сейчас она более-менее хорошо выступает.
Конечно, Самсонова помоложе, но нельзя забывать и об Андреевой, которая совсем юная и наступает всем на пятки. Впереди нас ждёт интересный женский теннис, хорошо, что есть на подходе такие интересные игроки. Трудно сказать, кто вырвется, сейчас говорим про одних, а в итоге получится у совсем другой юной теннисистки. Посмотрим, поживём — увидим. Пусть будет больше конкуренции и взлетов. Правда, к сожалению, нельзя обойтись без падений и проигрышей.
— Касаткина вылетела на турнире в Цинцинати от Соболенко, с чем можете связать поражение?
— Соболенко — игрок. Она выиграла «Большой шлем» недавно. Во-первых, Арина бьёт сильнее всех, если попадает в голову, то можно и упасть, скорость её ударов просто потрясающая. Она играет мощнее всех в теннис, но ей не хватает выдержки и контроля, хоть характер и активный. Тем не менее она может снести любую теннисистку, когда она в форме, более-менее хорошо готова и не сильно горит.
Соболенко сгорает изнутри, слишком много хочет. Когда всё совпадает, она может выиграть у кого-угодно. В данном случае она отошла от предыдущего поражения и может начать наступать и выигрывать. Основные соревнования на данном этапе — US Open. Посмотрим, как она подготовится к основному турниру. Эти все турниры подводящие, да, они важны, но несут больше подготовительный характер. Главное — «Большой шлем» и US Open. Там мы и увидим настоящее мастерство.
— Недавно Анна Чакветадзе вернулась в большой спорт после паузы почти в 10 лет, есть ли у нее хоть какие-то шансы рассчитывать на что-то серьёзное или же это больше похоже на небольшое показательное выступления?
— Я бы хотел задать ей вопрос: «Интересно, что тебя сподвигло на этот поступок?» Это удивительное явление. Да, люди возвращаются, но не так, чтобы она была совсем в стороне, комментировала больше, работала языком, а теперь поработает ракеткой и ногами. Время работает против неё, против ветеранов. Но что делать? Спортсмены есть спортсмены. Может она вспоминает былые достижения или же решила поиграть для здорового образа жизни. Это её личное дело, я лично приветствую такие спортивные поступки, но не думаю, что будут какие-то свершения, что она выиграет что-то существенное. Дай бог, пусть выступает, я ей желаю удачи.
— В последнее время российские юниорки по примеру Мирры Андреевой пытаются пробовать свои силы на взрослом уровне, однако пока выходит не совсем удачно. Стоит ли в 16-18 лет делать поспешные шаги или же лучше продолжать набираться опыта на турнирах ITF?
— Во-первых, даже если они хотят туда пробиться, то у них это не получается. Андреева, по-моему, единственная, которая в таком возрасте успешно играет на взрослом уровне. Взрослый теннис очень серьёзный, сильный, туда сложно пробиться. Пусть пытаются, это всегда похвально и не запрещается. Форсировать результаты не надо, просто нужно подбирать те турниры, где ты можешь играть на равных, как минимум проходить 2-3 круга, тогда они приносят пользу. А пытаться подняться через турниры, в которых тебя выбивают на первом круге — плохо и для мастерства, и для игры, и для психики. Не на чем расти. Всё должно быть в меру, оправданно и рационально.
Пробовать свои силы нужно, но разумно, по возможности. Здесь должен быть какой-то переход, просто так ворваться во взрослый теннис из юниоров нельзя. Практика показывает, что это всё происходит преждевременно. К мастерству нужно шагать по ступенькам. У некоторых это получается раньше, у некоторых позже, важны потенциал и результаты в карьере в принципе. Ранние результаты не гарантируют ничего особенного в перспективе, кроме травм и расстройств.