Ученые Коми открыли неизведанные запасы углерода в почвах
Исследования шли в Сыктывдинском и Койгородском районах, где были железоделательные производства. Запасы образовались из-за деятельности человека.
Как сообщает Коми научный центр, ученые двух институтов — биологии и языка, литературы и истории провели совместные экспедиционные исследования. Они выявили уникальные объекты, в которых потенциально могут быть сосредоточены одни из наибольших запасов углерода в почвах на Европейском Севере.
По данным ученых, один из наиболее крупных экономических проектов XVIII века на территории современной Коми — организация железоделательного производства с центрами в поселках Нювчим Сыктывдинского района, Нючпас и Кажым Койгородского района.
Для производства чугуна и железа задействовали огромные объемы угля, который изготавливали из местной древесины. Ученые изучили углежогные «кучонки» — остатки костров для производства древесного угля методом пиролиза (термического разложения соединений). Они выглядят как возвышения до 0,6 метра высотой и диаметром до 15 метров, оконтуренные траншеями или ямами. Число таких объектов может доходить до 1-2 штук на гектар.
Как рассказал БНК заведующий отделом почвоведения Института биологии Алексей Дымов, исследования проводились летом 2025 года. Они выявили, что почвы, формирующиеся на углежогных производствах Кажимского и Нювчимского заводов содержат крайне высокие запасы стабильных форм углерода.
— Это антропогенное влияние. Это влияние такого аспекта, как первый технологический этап освоения территории бореальных лесов, когда здесь было широко распространено углежжение, — пояснил ученый.
Это был прогрессивный метод, пока не было других способов и не были достаточно изучены свойства каменного угля. Именно в Сыктывдинском и Койгородском районе добывали и перерабатывали болотную руду.
Такие объекты являются длительными депозитариями элементов, выполняющих важную климатическую роль в экосистемах Северной Евразии.
— Углерод является в том числе одним из климатически активных элементов: углекислый газ, глобальное потепление. Сейчас идет увеличение климатически активных газов, это связывают с деятельностью человека. При этом углерод пирогенного происхождения, который является частично переработанным, может сохраняться в почвах достаточно длительное время, поскольку его химическая структура способствует тому, что он не разлагается микробиотой. Близкие работы по болотным экосистемам свидетельствуют, что он может храниться достаточно длительное время, десятки тысяч лет, в то время как, допустим, обычная биомасса, попадая на поверхность почвы, разлагается достаточно быстро. Углерод можно сохранять в том числе в таком виде. Это продукт частичного обугливания биомассы, — разъяснил ученый.
Сотрудники КНЦ провели историко-архивные изыскания, поиски объектов углежогного промысла, зафиксировали их и изучили стратиграфию. Сейчас они оценивают количество запасов углерода в исследуемых объектах. Уже на основании полевых исследований можно сделать вывод, что почвы возглавят список объектов с одними из наибольших запасов стабильных форм углерода в первом верхнем метре почв.
— Сейчас у нас еще нет количественных оценок, мы работаем с образцами. Будем определять в них содержание углерода, пересчитывать на общие запасы, которые присутствуют. Но если мы говорим о Северной Евразии, максимальное количество углерода, конечно, сосредоточено в болотных системах и заболоченных лесах, если мы говорим о территории республики. Если говорим о более южных аналогах, то почвы степей наиболее богаты углеродом, но у них углерод чуть-чуть другой, он отличается по качественному составу, — прокомментировал Алексей Дымов.
Проект, частью которого стало изучение углежогных «кучонков», продлится три года. Ученые также будут исследовать заболоченные леса.
Исследователи надеются после завершения работы выйти на практические рекомендации, которые будут способствовать сохранению запасов углерода в почвах.
БНК