Судила воров в законе, а после смертного приговора шла развлекаться с мужем: Почему «Зинку Вышку» опасались самые матерые бандиты СССР С
Судья Зинаида Апарина навеки вошла в историю отечественного судопроизводства как стальной хватки Зинка Вышка. Дама, что не зная пощады, выносила жесточайшие приговоры по самым громким делам. Совершенно не моргнув глазом раздавала направо и налево высшие меры наказания...
А ведь как все начиналось... Наша героиня происходила родом из небольшого хутора Николаевка, что близ Царицына, нынешнего Волгограда. Выросла в Куйбышеве (Самаре), куда переехали ее родители. И уже в раннем детстве точно знала: хочет, когда вырастет, непременно стать судьей. Будет наказывать преступников!
-
Я сама не понимаю, откуда такое желание пришло. Никого из юристов в семье точно не было, мама - уборщица, папа - бухгалтер. Но я уже в детстве сажала кукол пред собой, котят, «судила» их в игре, - вспоминала спустя годы знаменитая юристка.
Окончив после школы юридический институт, наша героиня сразу же стала судьей - в городе Сызрань. Еще до войны - в 1940-м. Тогда же в августе и вынесла свой первый приговор.
-
Тяжело судить было поначалу. Ведь дела какие тогда были в голодной Сызрани? Парень помидор с прилавка украл от голода, рабочий под спецовкой хлеб вынес. Ну как их не оправдать, - честно признавалась наша героиня. - Но я понимала: нужны срока, иначе все начнут воровать. Что тогда со страной станется нашей? И те дела самыми тяжелыми были в моей практике.
Уже в 1944-м вместе с мужем и крохотной дочки Зинаида переехала на ответственную работу в Москву. Стала народной судьей в Сокольнический суд столицы. Именно тут ей достались первые серьезные дела - грабителей, убийц, бандитов.
-
Я буквально с ног падала от напряжения. Но понимала: время ныне крайне непростой. И ни минуты отдыха позволить себе не могу. Нужно было судить. Бандитов, душегубов. Причем с максимально холодной головой, не позволяя эмоциям взять над собою верх. Я понимала: права на ошибку при вынесении приговора не имею. Ибо в случае высшей меры жизнь уже не вернуть. А в случае мягкого приговора, на свободу может выйти опасный преступник.
Вершиной юридической карьеры Зинаиды Апариной стал Московский городской суд, где она судила жестко и беспристрастно. Не обращая ни малейшего внимания на деньги или связи подсудимых, на степень их опасности для нее самой же. Тогда же Зинаида Апарина и получила 2 своих жестких прозвища - Зинка-Вышка да Зинка-Червонец - никому не давала срока менее десяти лет за решеткой... Ни тени сочувствия в холодных глазах ее не проскакивало по отношению к преступникам.
-
Однажды пришлось мне судить банду парней-мажоров, что «позабавились» с 31 девушкой. За одного парня, сына его высокопоставленного друга пришел просить сам космонавт Андриян Николаев. - вспоминала Зинаида Апарина. - Я позвала его в кабинет, усадила на стул. Дала почитать лишь пару страниц того громкого уголовного дела. После чего Николаев в ужасе забыл, зачем вообще пришел в суд.
Среди ее громких дел - печально известный «Мосгаз». Зинаиде нередко угрожали: подельники, друзья, родственники преступников. Но и тут железная леди действовала жестко да беспристрастно:
-
Однажды из зала суда пришла анонимная записка: встречу тебя, лишу жизни. Я велела по почерку отыскать писавшего. Им оказался брат подсудимого. Осудила его на десять лет за угрозу убийства судье.
Интересно, что сразу после суда с несколькими вынесенными приговорами Зинка-Вышка вполне себе могла позволить развлечься с любимым мужем, сотрудником Генпрокуратуры Иваном Васильевичем. Например, отправившись вместе в театр на премьеру.
Уголовники в лагерях буквально пугали друг друга судьей Апариной, стараясь не поминать ее имя всуе:
-
Не дай Бог, попадешь к Зинке-Червонцу, там все и закончится.
Следователи на допросах кололи попавшихся слишком несговорчивых урок:
-
Ты, что к Зинке-Вышке на суд захотел? Могу устроить...
Кстати, справедливо опасались Зинки-Вышки отнюдь не только матерые уркаганы. Но и свои же коллеги - судьи, прокуроры, милиционеры, следователи. Ибо знали: судить Апарина будет жестко, докапываясь до всех подробностей. Никакого малейшего обмана не простит. Не договориться с нею, никак не разжалобить... Никакими известными фамилиями!
-
Зачем высшую меру отменили-то?, - сетовала уже в 1990-е наша суровая героиня.
Зинаида Апарина ушла в 1999-м, на 83-м году. Давно уже выйдя на заслуженный отдых после 47 лет напряженной работы в суде. Однако по сей день остается в памяти народной как легенда отечественного правосудия. Суровая и несгибаемая Зинка-Вышка, которой ныне так не хватает нашей судебной системе.