Суда ни туда ни сюда. Судовладельцы рассказали Vgudok о временной блокировке порта в Новороссийске
Несколько последних дней ознаменовались кризисом движения в ряде портов, рассказали нам судовладельцы. Утром 24 июля суда «пошли», но до конца ничего не прояснилось. Ситуацию заметили и иностранцы, со сдержанным сообщением вышло недружественное агентство Reuters, выразив предположение, что пробка быстро рассосётся. Указ, который регламентирует заход в морские порты страны судов, следующих из иностранных портов, подписан президентом России Владимиром Путиным 21 июля. Спустя всего два дня, как выяснила наша редакция, в одном из морских хабов — Новороссийске — начались проблемы. «Порт встал. Зависли в нейтральных водах танкеры, контейнеровозы. Все суда, которые идут в российский порт из иностранных портов, стоят. Все в одинаковых условиях — никому из них морская администрация не может разрешить заход в порт без согласования ФСБ, а спецслужба, кажется, пока сама не знает, как согласовывать. И вообще никто не знает, что делать», — сказали нам.
Если верить собеседнику Vgudok, суда стоят перед территориальными водами и ждут разрешения от портовой администрации. Но она не может принять решения без согласования его с безопасниками. Регламент заходов в морские порты России судов из иностранных портов изменился после вступления в законную силу Указа, который президент России Владимир Путин подписал 21 июля. Документ предписывает Федеральной службе безопасности определить должностных лиц для выдачи разрешения или отказа в допуске судна в тот или иной российский порт. Согласование требуется, что следует из документа, для всех судов, идущих в Россию из портов других государств. «Указ выпустили, а как работать — никто не определил. Поэтому работа портов временно заблокирована. Суда стоят, клиенты недовольны, груз портится и сроки доставки горят, а ещё терминалы несут убытки. Уверен, что ситуация разрешится в ближайшее время», — говорит собеседник Vgudok из логистической отрасли. Каждые сутки задержки рейса обходятся судовладельцу в среднем в $8 тыс.
Утром 24 июля судовой агент сообщил Vgudok, что суда пошли. Видимо, заход в порт, наконец, разрешила морская администрация. Однако судовые агенты говорят об этом неуверенно. С их слов, ситуация в любой момент может измениться, потому что «поехали суда, согласно не новой схеме, а старой, новый порядок работы всё равно пока не известен». Тем временем Reuters со ссылкой на источники сообщает о фактической остановке экспорта нефти из Казахстана. Он осуществляется в основном консорциумом, частично принадлежащим американским энергетическим гигантам. Vgudok пообщался с представителями ещё ряда портовых компаний. Они заверили, что готовы действовать по новым правилам, но пока не понимают, как именно будет строиться работа. «Понятно, что нужно время, чтобы утрясти механизм согласования, но пока ясности нет», — рассказали нам в одной из компаний.
За комментариями мы обратились в администрацию порта Новороссийск, но на момент выхода материала ответ не был получен. До публикации указа правила захода судов в российские порты определялись приказом Минтранса РФ. Документ обеспечивал особый порядок прибытия судов из-за рубежа и правила применялись только в тех случаях, когда у порта смежная с военно-морской базой акватория. Сегодня повышенные меры безопасности и порядок прибытия судов из-за границы применяется во всех российских портах и ко всем типам морских судов, которые пришли из зарубежных хабов. Однако, если верить собеседникам Vgudok, ситуация стала сложной только в порту Новороссийска. В Усть-Лугу, Приморск, Большой порт Санкт-Петербурга, Мурманск, Восточный, Ванино, Находку и Туапсе суда заходят.
Мера по обеспечению безопасности и согласования судозаходов со службой безопасности, бесспорно, необходимая. Эксперты указывают, что подписанный президентом России указ направлен на предотвращение инцидентов в российских портах, подобных взрыву на танкере Koala, когда в феврале 2025 года в порту Усть-Луга сразу три взрыва прогремели в машинном отделении танкера Koala (флаг Антигуа и Барбуда). Танкер, сообщалось, прибыл в порт Усть-Луга из Сингапура, пройдя через Красное море, Суэцкий канал и Средиземное море. После февраля 2025 года взрывы были зафиксированы ещё на пяти нефтеналивных танкерах и танкерах-продуктовозах, которые незадолго до произошедшего заходили в российские порты.
Танкер Koala после взрывов и полученных повреждений Евросоюз посчитал опасным и ввёл против него санкции в рамках 17 пакета. Эксперты указывают, что серия инцидентов началась в конце 2024 года. В декабре в результате трёх взрывов в машинном отделении затонул сухогруз Ursa Major, принадлежащий «Оборонлогистике», логистического оператора Минобороны РФ. Судно перевозило гражданский груз, в том числе две крышки реакторных установок для строящегося атомного ледокола проекта 10510 «Лидер». Экспертные мнения авторитетных специалистов о транспорте и логистике вы найдете в Telegram-канале медиаплатформы ВГУДОК — @Vgudok.PRO Григорий Соломонов