Блестяще: каждое пятое ювелирное украшение — подделка
Каждое пятое ювелирное украшение на полках магазинов может оказаться поддельным. Нынешний объем контрафакта в РФ эксперты оценивают в 15–20% от всего рынка — это 56 млрд рублей. Чтобы решить эту проблему, власти хотят ужесточить правила продажи ювелирных изделий. Минфин подготовил проект постановления («Известия» его изучили). Магазины обяжут размещать печатную «памятку потребителя» о способах проверки украшений. У россиян будут простые инструкции по идентификации подлинности клейма и маркировки. Помогут ли новые меры обелить рынок — в материале «Известий».
Как изменятся правила продажи ювелирных изделий
Поддельные ювелирные украшения — очень значительная проблема в России, рассказали опрошенные «Известиями» эксперты. Чтобы решить ее, власти планируют ужесточить правила продажи таких изделий. Минфин подготовил соответствующий проект постановления (есть у «Известий»).
Магазины обяжут размещать печатную «памятку потребителя» о способах проверки ювелирного изделия. В карточке товара будет показываться учетный номер объекта в госсистеме ГИИС ДМДК и специальный двухмерный код, ведущий к официальному реестру, отметил управляющий партнер юридической фирмы BBNP, член Московской «Деловой России» Максим Барашев.
Наличие печатной памятки позволит россиянам непосредственно в магазине получить простые и наглядные инструкции по идентификации подлинности клейма и маркировки, рассказали «Известиям» в пресс-службе Минфина.
Сейчас не все потребители знают о возможности проверки ювелирных изделий через сканирование двухмерного штрих-кода или ввод уникального идентификационного номера (предназначен для проверки подлинности и отслеживания товара), сообщили «Известиям» в Федеральной пробирной палате. Принятие проекта постановления позволит повысить информированность россиян о приобретаемых товарах и уменьшить спрос на теневом рынке, добавили там. Никаких дополнительных расходов для участников рынка это нововведение не повлечет — памятку и QR-код нужно просто распечатать с сайта Федеральной пробирной палаты, отметили там.
Также для монет вводится требование о наличии обязательной этикетки с наименованием, металлом, массой и номером партии. Согласно пояснительным документам, в целом затраты игроков рынка за шесть лет с даты вступления изменений могут составить от 300 млн до 3 млрд рублей. Новые правила должны заработать с 1 марта 2026 года.
Магазины нередко уличают в продаже подделок. Так, в 2024-м жительница Москвы заявила о планах судиться с неназванной крупной ювелирной сетью после того, как купила в одном из магазинов дешевое кольцо по цене бриллиантового украшения. В колл-центре компании подтвердили: изделие не соответствует описанию в документах.
Ранее в Тульской области полицейские выявили, что работница ювелирного магазина продавала покупателям вместо золотых украшений изделия с позолотой.
Каков объем поддельной ювелирки в России
Инициативы Минфина в сфере борьбы с подделками давно назрели, введение уникальных номеров на ярлыках и обязательных памяток для покупателей — шаг правильный, хотя и несколько запоздалый, полагает эксперт Президентской Академии Вячеслав Мищенко.
Еще в 2019 году нелегальный оборот ювелирных изделий, по данным Минфина, достигал 70%, рассказал эксперт.
С тех пор ситуация улучшилась, однако подделок всё еще много. Официально власти не раскрывают объем нелегальных изделий. В целом по итогам 2024 года оборот ювелирного рынка России достиг 281 млрд рублей.
Доля фальсифицированных и контрафактных товаров в настоящее время может доходить до 20% рынка ежегодно (то есть порядка 56 млрд рублей), оценила доцент базовой кафедры торговой политики РЭУ им. Г.В. Плеханова Светлана Ильяшенко.
Доля бижутерии, которая продается под видом ювелирных изделий, в розничных сетях может составлять 15% (до 42 млрд рублей) от всего объема, считает независимый аналитик Андрей Бархота.
При этом доля продаваемых ювелирных изделий, где качественные характеристики не соответствуют заявленным — существенно выше и доходит до 30%, полагает он. Это может быть использование золота иной пробы, менее рафинированные сплавы, использование синтетических минералов. Меры Минфина способны снизить долю подделок в два-три раза, уверен эксперт.
— Главный риск для покупателей — финансовые потери. Люди переплачивают за позолоченные изделия, принимая их за золото, или покупают украшения 375-й пробы вместо заявленной 585-й. Дополнительная проблема — использование синтетических камней под видом натуральных, — отметил Вячеслав Мищенко из Президентской Академии.
На маркетплейсах риски многократно выше, так как часть продавцов не зарегистрирована в ГИИС ДМДК, отметил он. В этой связи проверка подлинности — полезная мера, но необходимо обучать покупателей пользоваться этими инструментами, заключил он.
Отличить фальшивый драгметалл, который содержит до 30% золота, от натурального достаточно сложно, это сейчас создает дополнительные трудности для потребителей и специалистов, сказано в пояснениях Минфина к документу.
Как новые меры повлияют на бизнес
При принятии новых мер важно учитывать и издержки, считает Вячеслав Мищенко из Президентской Академии. Дополнительные расходы на исполнение новых требований уже сейчас оцениваются примерно в 800 рублей на каждое изделие (например, траты на создание этикеток для монет, памяток по идентификации). Это ощутимая нагрузка для производителей, и важно, чтобы борьба с контрафактом не обернулась проблемами для добросовестного бизнеса, отметил он.
Из-за очень высокой административной нагрузки на легальные компании часть участников рынка снимается с учета в Федеральной пробирной палате и переходит в теневую зону, сказал исполнительный директор комитета «Деловой России» по драгоценным металлам, драгоценным камням, ювелирному искусству и народно-художественным промыслам Владимир Збойков.
— Информирование покупателей всегда полезно, но реально для людей важна не столько законность происхождения и оборота изделий, сколько их стоимость или соотношение цены и качества, — сказал он.
Как ранее писали «Известия», нелегальный рынок драгметаллов в стране растет. Для золота он уже достиг 20% — около 7 т в год. На этом фоне власти планируют ужесточить контроль за оборотом инвестмонет из драгоценных металлов. Банки и других участников рынка обяжут вносить в ГИИС ДМДК информацию об остатках монет и их обороте, а также персональные данные клиентов при любых операциях.