Макет купола слепили из пластилина — как восстанавливали храм в Колывани
Возрождённый из руин собор во имя Святой Живоначальной Троицы в Колывани освятили в прошлом году. Это одно из самых красивых каменных зданий XIX века в Новосибирской области. В разработке проекта по воссозданию храма участвовал известный архитектор Константин Печёрин. Как шла работа и что стало самым сложным для современных конструкторов и строителей — он рассказал «Новосибирским новостям».
Величественный Троицкий собор в Колывани, выполненный в русско-византийском стиле, построили на деньги прихожан и благотворителей в 1867 году. Большой храм стал первым каменным зданием поселения.
Вокруг постепенно образовалась Соборная площадь с административными корпусами, церковно-приходской школой и особняками зажиточных купцов, базаром, городской думой и управой. До наших дней дожило лишь кирпичное здание школы.
Службы в храме шли около 60 лет. В 30-х годах XX века церковь закрыли, колокольню, купола и главки разрушили. В 1950-х годах здание перестроили, фасад украсили треугольным фронтоном с советской символикой. Во времена СССР объект переходил от одной организации к другой: здесь работали кинотеатр «Победа», вещевой рынок, страховая компания, медицинский кооператив.
В начале 2000-х собор представлял собой ветхое, частично руинированное здание. В 2010 году его передали Новосибирской епархии РПЦ. На государственную охрану то, что осталось от храма, поставили в 2015-м. В 2016 году стартовала реконструкция. В 2018-м из старинного городка Тутаев под Ярославлем для Троицкого собора привезли специально отлитые колокола.
Как рассказал архитектор Константин Печёрин, первоначальный проект центральной части здания обнаружили в томском архиве. Чертежей с двумя приделами, построенными в конце 1870-х годов, не осталось. При восстановлении собора опирались на сохранившиеся планы и найденные фотографии.
По словам Константина Печёрина, во время реконструкции в центральной арке обнаружили старинную фреску. Сохранить её, к сожалению, не удалось. Вместе с тем постарались максимально сберечь старую кирпичную кладку.
Как отмечает архитектор, в процессе работы выяснилось, что у нас никто не умеет класть арки, а инженеры не умеют их просчитывать.
«Знакомый прислал мне репринтное издание книги с расчётами таких арок. Там такие мудрёные расчёты, что я удивился — как тогда считали. Наши инженеры не смогли в них разобраться. В итоге решили, что поскольку на наши арки небольшая нагрузка, то конструкции рассчитаем по кирпичу в специальной программе. Количество бетона для купола считали с помощью объёмной модели, потому что строители по чертежу не понимали. И, чтобы им было понятно, как устроены купола, я сделал из пластилина разборные своды», — рассказал Константин Печёрин.
Он напомнил, что в 30-х годах XIX столетия российский архитектор Константин Тон создал альбом типовых проектов церквей. В нём культовые сооружения разделялись по вместимости и размерам. Вариант выбирали, ориентируясь на потребности населённого пункта. Однако все построенные здания в итоге получались разными: они отличались декором и архитектурными элементами.
Типовой проект Троицкого собора в Колывани доработали и сделали уникальным епархиальный архитектор Альфред Ашемур и архитектор Яков Набалов, работавшие в Томске в середине XIX столетия.
22 сентября 2024 года митрополит Новосибирский и Бердский Никодим освятил восстановленный храм. В нём регулярно проходят службы. Он стал не только ещё одной достопримечательностью Колывани, но и местом притяжения верующих людей.