Ключик к сердцу: лучший кардиолог страны поделилась секретами профессии и рассказала о здоровье маленьких новгородцев
Собеседницей интернет-газеты «Новгород» в этот раз стала Татьяна ЕГОРОВА, детский кардиолог поликлиники № 3 Новгородской областной детской клинической больницы. На прошлой неделе Татьяна Евгеньевна стала лауреатом всероссийского конкурса «Лучший врач», который проходил в Москве в рамках третьего Национального конгресса с международным участием «Национальное здравоохранение». Мы попросили героиню рассказать о жалобах маленьких пациентов, дать рекомендации ребятам и их родителям и, конечно же, поведать о своих уникальных методиках.
Приборы, манжета и руки врача
Добрые картинки на стенах, много разных игрушек, оборудование ярких цветов – кажется, всё в кабинете № 306 детской поликлиники № 3 призвано помочь юному пациенту чувствовать себя спокойно, уютно. И, конечно же, располагает к тому сама врач, глаза которой лучатся искренностью.
– Татьяна Евгеньевна, можно несколько слов о конкурсе и о том, как Вы решились участвовать в нём?
– Изначально планов участвовать в нём у меня не было. Позже я всё-такие решилась. Тем более, что мою кандидатуру выдвинула главный врач. Конкурс всероссийский, и мне хотелось поделиться накопленным опытом. Требовалось представить результаты своей многолетней работы, рассказать о детях, которые наблюдаются у меня, диагнозах, тактике наблюдения маленьких пациентов, исходе того или иного заболевания и так далее.
– Насколько знаю, у Вас есть своя собственная разработка…
– Да, я занималась разработкой неонатального кардиологического скрининга. Он довольно прост в применении, не требует сверхсложной аппаратуры: нужны лишь фонендоскоп, пульсоксиметр, манжетка для новорождённых детей и руки врача.
Данный комплекс мероприятий позволяет своевременно выявить тяжёлый порок сердца у едва родившегося ребёнка и принять правильную тактику наблюдения и лечения. Например, направить маленького пациента в кардиохирургическую клинику, чтобы его вовремя прооперировали и тем самым спасли ему жизнь. Некоторые пороки сердца, как известно, бывают «немыми» – то есть они буквально не прослушиваются.
Такой скрининг могут проводить не только профильные специалисты, но и неонатологи, и участковые педиатры.
– Вы стали лауреатом конкурса в номинации «Лучший кардиолог». Как эмоционально это отозвалось?
– Было очень большое количество участников – около двух тысяч человек почти со всех уголков России. Все – достойные профессионалы. В этом плане даже было немного волнительно. И тем неожиданнее оказалось стать лауреатом в этой номинации, ведь она не предполагала деления по профилям – на взрослых и детских кардиологов.
И пациент, и личность
– А сколько лет Вы в профессии?
– 25 лет. Я окончила педиатрический факультет Тверской государственной медицинской академии и после три года работала участковым педиатром. Позже мне предложили пройти специализацию по детской кардиологии. В этой сфере я уже 23 года, и все – в этой поликлинике.
– Почему решили посвятить себя именно здоровью детей?
– Маленькой я часто играла в «больницу». Ко всему мне всегда очень нравились дети, с ними очень легко и интересно общаться. А уже работая, я поняла, что они – очень благодарные пациенты. И это огромная радость, когда ребёнок быстро идёт на поправку. Особенно, после тяжёлого заболевания или операции. Вот он лежит в стационаре, а спустя пару дней уже весело бегает на своих ножках, – это воодушевляет.
Ещё очень интересно вести некоторых пациентов буквально с рождения и до 18 лет, когда они переходят под наблюдение во взрослой поликлинике. Они буквально как мои собственные дети: я наблюдаю, какими они становятся с годами. Причём не только с точки зрения здоровья, но и развития личности. Интересное наблюдение: дети с врождёнными и тяжёлыми патологиями часто сами становятся медиками.
У врачей – свои тревоги
– Немного о Вашей работе с маленькими пациентами. Кто чаще всего под Вашим наблюдением?
– Самые разные дети. Небольшая группа тяжёлых больных – обычно совсем маленькие. Часто они нуждаются в оперативном лечении. Их мы направляем в федеральные клиники, в частности, – в Национальный медицинский исследовательский центр имени В. А. Алмазова.
Немало и подростков со своими проблемами. При этом обращаются не только больные, но и здоровые – для профилактики. А также спортсмены, которым важно отслеживать свои показатели здоровья.
– Можно ли говорить о конкретных заболеваниях, характерных для определённых возрастов?
– У совсем маленьких – как правило, врождённые патологии, которые мы корректируем. В подростковом возрасте в основном встречаются вегетативные нарушения, чаще всего – проблемы с давлением.
– Кстати, принято считать, что артериальное давление страдает в основном у взрослых и людей старшего поколения…
– У детей это не менее частая жалоба. И у них для этого сегодня немало причин. Например, из-за лишнего веса. Это довольно распространённая проблема, которая тревожит эндокринологов: в последние лет 10 у детей часто выявляют ожирение и нарушение обмена веществ. Всё это нередко приводит к повышению давления.
Много сегодня и детей с гиподинамией: они мало занимаются физкультурой, мало двигаются, проводя большую часть времени в основном сидя. Дети и подростки должны быть подвижны, это обеспечивает правильную работу сосудов, нормализацию кровотока во всех органах и системах. В противном случае сердце не работает, как нужно. Недаром же говорят, что движение – это жизнь.
И, конечно же, стресса у сегодняшних детей в разы больше, чем было раньше. Это тоже влияет на проблемы с сердцем.
Стоит также брать во внимание наследственность. Если у родителей гипертония, а у ребёнка лишний вес, велика вероятность, что трудности со здоровьем будут.
– А если говорить о пубертате…
– На гемодинамических параметрах это, конечно же, сказывается. В первую очередь, в подростковом возрасте изменяются пульс, давление, часто возникает некоторая нестабильность этих показателей. Порой отмечается дисбаланс сосудов, если у ребёнка вдруг происходит резкий скачок роста. Гормональные изменения также влияют на работу сердца и сосудов. К 18 годам у мальчиков обычно заканчивается интенсивный рост, стабилизируются многие процессы в организме. У девочек чуть пораньше – к годам 15-16.
Специалисты, работающие со взрослыми пациентами, в основном изучают приобретённые заболевания сердца, например, ишемическую болезнь, гипертонию. Детские кардиологи, как правило, исследуют врождённые патологии сердца и сосудов.
Что нового в школе?
– Как Вам удаётся расположить юного и даже совсем маленького пациента к себе?
– С маленькими детьми осмотр я стараюсь проводить в игровой форме. В кабинете поэтому много игрушек. Ребята постарше идут на контакт, когда с ними просто разговариваю на интересные для них темы: расспрашиваю про школу, их увлечения, кем они хотят стать. Тогда они сами делаются доброжелательнее, открыто и подробно говорят и о том, что беспокоит их по здоровью. Важно ко всем маленьким пациентам относиться приветливо и с уважением. Ребят среднего и старшего школьного возраста в общении я стараюсь воспринимать как равных.
– Почти психологическая тактика…
– Во многом да. Детский кардиолог – это очень часто и впрямь в первую очередь психолог (улыбается). Некоторые подростки здесь, в кабинете, бывают даже больше открыты, чем с родителями.
Приходится нередко выполнять роль психолога и для родителей: когда, например, ребёнку ставится тяжёлый диагноз. Очень многие мамы в таких случаях нуждаются в поддержке, чтобы их настроили на верный путь, – что ребёнка можно вылечить, что операция поможет и восстановление пройдёт хорошо. Стараюсь поддерживать и мам детей-инвалидов.
– Многие мамы, особенно молодые, сегодня довольно тревожны и зачастую переходят в режим гиперопеки. Насколько важна включённость родителя в процесс лечения, если говорить о более-менее осознанном возрасте ребёнка?
– Пожалуй, она всё же должна быть умеренной. Ведь та же гиперопека зачастую к хорошему редко приводит, и ребёнок может даже замкнуться или отстраниться, желая проявить свою самостоятельность. Например – самому и своими словами рассказать, что его беспокоит. Хорошо, когда врач может сопоставить информацию и от родителя, и от самого ребёнка. Это даёт целостное представление.
– Как подготовить ребёнка к первому визиту к кардиологу?
– С совсем маленьким можно накануне поиграть в «больницу», многих детишек это даже интересует. А тому, кто постарше, вполне уже можно рассказать всё немного с научной точки зрения: что есть такой орган как сердце, который устроен определённым образом и выполняет такие-то функции. И объяснить, что будет делать врач. Это и успокаивает, и, опять же, даёт ребёнку некоторые новые важные знания.
«Доктор, вот тут чешется…»
– О чём Вы спрашиваете маленьких пациентов? Как здесь составить адекватную картину?
– Напрямую я, конечно же, сразу не спрашиваю о жалобах. Я задаю вопросы такого рода: «Как ты переносишь физические нагрузки: любишь ли ты бегать или прыгать? Много ли ты прыгаешь или бегаешь?» Получая ответы, я уже понимаю, с чем их можно соотнести. Например, ребёнок ответит: «Нет, я бегать не люблю. Всё время сижу, смотрю мультики». Это уже может насторожить, и тогда идут другие вопросы, например: «Как быстро ты устаёшь?»
– А Вас о чём-то спрашивают маленькие посетители?
– Да, и вопросов иногда задают много. Интересуются той же работой сердца. Иногда спрашивают о неожиданных вещах. Например, какой ритм сердца у слона или у собаки. Ответы на подобные вопросы потом приходится искать самой. (улыбается)
Любимая цитата Татьяны Евгеньевны: «Сердце нужно лечить сердцем».
– В Вашей практике бывали забавные случаи?
– Иногда дети озвучивают интересные жалобы. Например, говорят: «Доктор, у меня чешется сердце». Обследования же говорят, что у ребёнка всё хорошо. Начинаю уточнять, что он имеет в виду. Часто оказывается, что эти периодические неприятные ощущения – так называемые «боли роста», они никакой угрозы не несут. Объясняю, что это нормально.
Берегите мам
– Часто, когда речь заходит о детском кардиологе, человек, далёкий от этой сферы, в качестве пациентов такого врача представляет в первую очередь ребят с врождённым пороком сердца. Какова суть этой патологии?
– Врождённых пороков сердца существует великое множество. В общих чертах под этой патологией мы понимает нарушение нормальной структуры сердца. На стадии вынашивания плода, когда происходит закладка его сердца, может случиться какой-то повреждающий фактор, и тогда, например, нарушается структура клапанов или перегородок. Соответственно получается сердце неправильной анатомии.
– Является ли протекание беременности матери в этом случае определяющим фактором?
– Очень часто да, всё может зависеть от состояния матери и течения беременности. Любые заболевания, будь то почечные или сахарный диабет, а также повреждающие факторы, например, перенесённая на ранних сроках вирусная инфекция или даже профессиональный риск вроде опасного производства – всё это может способствовать тому, что ребёнок родится с пороком сердца.
– А что касается синдрома вегетативной дисфункции, который часто на слуху?
– Это больше характерно для детей школьного возраста. В подобных случаях имеют место вегетативные нарушения и при этом отсутствуют серьёзные органические проблемы. Например, у ребёнка эпизоды повышения давления. Он обследован, у него исключены проблемы с сердцем, почками, эндокринные патологии. Тогда правомерно говорить о таком синдроме.
– Говоря о пресловутой психосоматике, имеет ли она место у детей?
– Такие случаи бывают. Как правило, из-за конфликтов со сверстниками или учителями. Не стоит исключать и фактор интеллектуальной нагрузки. Когда ребёнок отсидит пять-шесть уроков в школе, после идёт в художественную или музыкальную школу, а на отдых у него остаётся хорошо если целый воскресный день, когда не нужно делать домашние задания, времени и сил восстановиться просто не хватит.
– Как перегрузка сказывается с органической точки зрения?
– Страдает нервная система, с ней – и сосудистая. Перепады настроения, нестабильность пульса и давления – частые симптомы. Такой ребёнок может пожаловаться на усталость, что у него часто болит голова, а сердце стучит.
Нет – ветрянке и скарлатине
– На какие «звоночки» стоит обратить внимание ребятам и их родителям?
– Если такие жалобы повторяются, стоит пройти обследование. У совсем маленьких деток, включая грудных, обратить внимание нужно на плохие весовые прибавки, то, что ребёнок плохо или неохотно кушает, часто срыгивает.
Также стоит обратить внимание, если ребёнок неактивный, часто бледнеет или у него синеют ногти и носогубный треугольник. Это ни в коем случае не является нормой.
Опасения должны возникнуть, если маленький ребёнок, не посещая детские учреждения, часто болеет. У таких детей могут быть проблемы сердечно-сосудистой системы. Этому родители часто не придают значения, говоря, что у ребёнка «плохой иммунитет». Между тем, такие проявления свойственны некоторым порокам сердца. В частности, порокам с обогащением малого круга кровообращения.
– Какие заболевания в Вашей практике наиболее часты?
– К сожалению, пока не становится меньше врождённых пороков сердца. В последние годы как-то больше стало нарушений сердечного ритма. Причём, как органических, так и приобретённых, например – после перенесённого инфекционного заболевания вроде гриппа или скарлатины.
– К слову, какова Ваша позиция относительно прививок?
– Конечно, прививаться. По-настоящему серьёзным аргументом против вакцин в детском возрасте может быть разве что какая-то тяжелейшая патология, например, – с выраженной недостаточностью кровообращения, а также показания к какому-то срочному оперативному лечению. Когда же ребёнок благополучно выходит из таких состояний, его следует начать прививать.
Опасаться родителям не стоит. Тем более что сегодняшние препараты для вакцинации щадящие. Даже детям с прооперированными пороками сердца рекомендуется расширенный график прививок. В частности – от ветряной оспы. Потому что при заражении она может дать серьёзные осложнения.
Цветочки, конфетки и… камешки
– Можете дать базовые рекомендации для поддержания здоровья сердца у детей?
– Это, конечно же, здоровый образ жизни, в который входят не только физическая активность, распорядок дня, гигиена сна, но и надлежащий образ питания. Под ним помимо сбалансированности и отказа от вредных перекусов понимается регулярность: то есть завтрак, обед и ужин. Растущему организму это особенно важно.
Для детей с врождёнными патологиями помимо общих рекомендаций важно систематически наблюдаться у врача. Таким пациентам мы регулярно делаем контроль ЭКГ и УЗИ. Это позволяет вовремя отследить и предотвратить даже минимальные нарушения.
– Вас благодарят Ваши пациенты?
– Да. У меня есть коллекция рисунков. Их делают ребята разных возрастов. Однажды сразу два рисунка мне подарили сестры, которые у меня наблюдаются. Очень много тёплых слов звучит от детей. Летом, когда город в цвету, мне несут собранные по дороге букетики. Одни на приёме достают из кармана и вручают свою любимую конфетку, а другие – преимущественно мальчишки – красивый камешек.
– Что Вы пожелаете ребятам и их родителям?
– Чтобы мои маленькие пациенты уходили во взрослую жизнь со здоровым сердцем, конечно же. Это и моё личное самое большое желание. И родителями их тоже желаю здоровья и терпения.
Ксения Пугач
Фото: Людмила Степико