Июльская катастрофа Ан-24 в Амурской области могла быть вызвана путаницей в системах определения высоты
На российских аэродромах в настоящее время действуют две системы показателей высоты судна, и Росавиация считает, что путаница в системах могла стать причиной катастрофы самолета в Тынде и гибели всех находившихся на борту
Июльское крушение самолета Ан-24 в Амурской области могло произойти из-за путаницы с определением высоты, сообщают «Известия» со ссылкой на письмо руководителя Росавиации.
Из него следует, что экипаж при снижении установил показатели давления на высотомерах относительно системы QNH. При этом при проходе контрольной точки экипаж доложил диспетчеру о высоте, которая соответствовала «советской» системе QFE. В письме указывается, что на высоте 150 метров относительно аэродрома самолет задел кроны деревьев на холме. Воздушное судно разрушилось и сгорело, все люди на борту погибли.
Регулятор рекомендовал дополнительно обучить всех пилотов и диспетчеров полетам по международной системе определения высоты. В последние годы аэродромы в России активно переводят с советской системы определения высоты над уровнем аэродрома на международную, а она в футах, а не метрах. В итоге сейчас часть аэропортов работает по советским стандартам, часть — по международным, и это может вызывать путаницу.
Кто в случае с АН-24 ошибся — пилот или диспетчер? Рассуждает заслуженный пилот России, бывший летный директор «Внуковских авиалиний» Юрий Сытник:
— Диспетчер не высоту дает, а давление аэродрома дает, вот он мог экипажу дать давление по QNH, а мог дать по QFE, это будут разные значения. Превышение Тынды 616 метров над уровнем моря, а экипажу без разницы, заходить по QNH или QFE, он выставляет давление, оно должно обеспечить безопасный полет в районе аэродрома, это радиус 50 километров от КТА. Поэтому, если диспетчер попутал, значение давление, оно в миллибарах дается или в миллиметрах, то вполне возможны эти катастрофы. Теперь, если самолет Ан-24 пришел на высоту перехода, она там была 1800 или 1500 метров, 1200 метров, я просто схему не видел, диспетчер ему дает давление на этой высоте. Командир корабля получает давление QNH или QFE, ставит кремальеры на высотомере, и высотомеры будут тогда показывать высоту или по QNH или по QFE. Никаких систем, никакого перехода нет, есть высотомер, есть кремальер. Если схема аэропорта сделана по QNH, значит, нужно пользоваться давлением QNH, если она сделана по схеме QFE, тогда надо пользоваться схемой QFE. Можно установить только одно давление — или QFE, или QNH.
— Что означает «поставить»?
— Снижается самолет с эшелона, подходит к высоте перехода, на которой устанавливается давление аэродрома, и здесь экипаж может поставить или QNH, или QFE, тогда после посадки на аэродроме в Тынде, высотомер покажет высоту аэродрома.
— Какова вероятность того, что диспетчер назвал неправильное формулировку относительно QFE?
— Ну, во-первых, диспетчера можно легко проверить, там идет запись, и то, что он передал в эфир, все это известно. Но это легко определить, какую команду дал диспетчер, и какую команду выполнил экипаж.
— Значит, речь идет о региональном аэродроме в Тынде, они перешли на QNH только лишь в прошлом году, какова вероятность человеку ошибиться, вот если он до этого всю жизнь по стандарту QFE извещал пилота во время полета? Может быть, вам известны другие такие случаи, когда переводили систему, и диспетчеры какое-то время путались?
— Много этих случаев, при заходе в Китае очень часто тоже путались эти схемы захода, потому что там равнинная местность в Китае, например, где Пекин, где оба показателя практически совпадали, высота аэродрома на уровне Балтийского моря, поэтому и QNH, и QFE совпадали значения. И часто дает давление, поставил, да и все. Это ошибка может быть экипажа, может быть и диспетчера. Комиссия для того и создана, чтобы посмотреть истинную причину.
В Росавиации заявили, что в письме приведены данные о предварительных результатах расследования катастрофы, которые будут уточняться в рамках расследования. Там подчеркнули, что пока о причине происшествия говорить преждевременно, а данные по безопасности полетов выпущены лишь для того, чтобы принять корректирующие меры или действия, направленные на повышение безопасности полетов.
Самолет Ан-24, выполнявший рейс Хабаровск-Благовещенск-Тында, при заходе на посадку в Тынде днем 24 июля ушел на второй круг, после чего связь с ним была потеряна. Экипаж Ан-24 не подавал сигналов о возможных проблемах в воздухе, рассказали в оперативных службах. Позднее обломки самолета нашли недалеко от города. На борту находились шесть членов экипажа и 42 пассажира, включая пятерых детей.