Юноша в Шали:»хочу в будущем приучать к этому занятию и своих детей»
В одной из недавних командировок, увидев, как молодые парни распрягают шерсть и завязывают шали – удивился… Вы, наверное, уже поняли, что речь идет о Слободском шале «который прошел в Рыбной Слободе.
Молодыми вязальщицами, прядильщиками шерсти оказались два друга - Салават Мухамедьяровиз Казани и Даниил Кашерцев из Оренбурга. Они познакомились друг с другом в сети Интернет, их подружило увлечение прядением шерсти и вязанием шалей. Бабушка Салавата Галия АПА Абсаламова, мама Альбина Фаритовна тоже были здесь. Они тоже оказались умелыми рукодельницами. В 1997 году переехал из Оренбургской области в Казань
«первоначально прядением и вязанием шерсти занимались мужчины»
Галия ханум показала шаль комиссии жюри
Фото: © «Татар-информ», Юлай Низаев
Я начала вязать еще до поступления в школу, – говорит Галия АПА. - Мне прислали одну электронную книгу в 1893 году в Чикаго состоялась Всемирная выставка, в которой участвовала и Россия. И что мы видим: были представлены шали из Казанской губернии, и была награждена одна вязальщица из нашей. Гордость!
Такой древний промысел необходимо развивать и в Татарстане. После этого и дочь, и внучка приступили к вязанию шалей. Вот мой внук Салават – самый умелый сварщик. получил диплом 1-й степени в области«поселковой шали». Дочь Альбина и я уже больше связаны. Если говорить о Башкортостане, то шали, которые вяжут татары, прославились и там. В Оренбургской области также преобладают татары и башкиры. Это дает огромный стимул. В нашем родном Татарстане эта профессия была популярна с давних времен. В этот день необходимо поднять шальковязальный промысел.
Галия апа, вы знаете, когда мужчины начали увлекаться этим занятием. Расскажите«интернат» своим ученикам.
У меня тоже есть музей, поэтому я очень интересуюсь историей. Раньше, прежде всего, прядением и вязанием шерсти занимались преимущественно мужчины. Откуда это взялось? Мужчины делали сети для ловли рыбы, отсюда и пошло умение вязать. В этот день редко бывают девушки, которые вяжут шали. Поэтому, думаю, стоит вернуться к истокам этого промысла. В этот день мы видим рост внимания.
Салават, Как ты начал заниматься этим ремеслом?
Прядением шерсти я занимаюсь с детства. Не очень сложное, это занятие мне очень нравится.
Значит, ты и не представляешь, что такое прядение шерсти, Салават?
Нет, на своей волне, например, иногда включаю музыку и прячу шерсть. Работаю спокойно, в медленном ритме.
«Я хотел сохранить»
А ты, Даниил, когда начал вязать?
Я увлекся вязанием, когда учился в 7-м классе. К нам приехали сестры-мастера по вязанию пуховых платков и показали технологию вязания пуховых платков. Они рассказывали, что этот промысел исчез, и девушки не хотели связывать себя узами брака. И я хотел сохранить этот промысел. В дальнейшем хочу приучать к этому занятию и своих детей.
Оренбургский пуховый платок» - песня великой русской певицы Людмилы Зыкиной. Сколько сегодня в ваших краях знатоков этого промысла?
Средний, я бы сказал. Мы в Оренбурге вяжем легкие паутинки и теплые шали. Я сама держу коз. Беру у них шерсть и вяжу из нее. Всего 6 коз. На один небольшой платок нужно около 300 граммов шерсти. А паутинка, например – весит около 150 граммов, рассказал гость.
«какой бы роскошной одежды не было в столице, а они любили наши шали»
Шерсть, наверное, рассчитывается по размеру Шали, в среднем, сколько шерсти нужно, поинтересовалась у Галии АПА.
На Шаль, которую мы показали на фестивале, нужно около килограмма шерсти. А ведь шерсть у коз берут только раз в год. Козы, которые берут шерсть, не являются дойными козами. Содержание этих коз тоже непростой труд. Однако я уверен, что будут открыты новые козоводческие фермы и будет оказана поддержка этому делу со стороны государства.
Альбина апа, вы тоже мастерски вяжете шали?
От мамы, бабушки я научилась вязать шали. Теперь вот и мои дети заинтересовались. И мой младший 9-летний сын тоже решил взяться за это дело. Я бы сказал, что спрос на шали высокий. Те, кто знает, насколько хорош шаль, по очереди берут ее.
Мы шли в Москву, накрывшись шалью. На улице остановились, схватили шаль и стали интересоваться, откуда она взята. Тут же появились будущие покупатели. Для нас это было шоком. Какой бы роскошной одежды не было в столице, они любили наши шали. Раньше так делали за границей, теперь – у нас, – рассказал он.
Пообщавшись с молодыми ребятами, которые занимаются вязанием пуховых изделий, а потом узнав, что татарстанские шали вызвали такой интерес и в Москве, я пришла к выводу, что этот вид промысла обязательно будет продолжен и дальше. Говорят, что у молодежи будет будущее. А здесь-пуховязальный промысел. Хочется пожелать, чтобы и в дальнейшем подобные фестивали и конкурсы проходили, чтобы шали, которые вяжут наши умельцы, стали еще более популярными.