Добавить новость
smi24.net
Разное на 123ru.net
Декабрь
2025

Детский спорт: когда все зависит от тренера…

В нашей стране считается нормальным отдавать ребенка в различные развивающие кружки: по статистике, только за 2022 год 25 миллионов детей от трех до 18 лет занимались физической культурой и спортом. А это, оказывается, больше 90% от вообще всех малышей. Причем часто родители выбирают для своего наследника не просто занятия для общего развития, а более чем серьезные секции при спортивных школах.

Это все хорошо, покуда ребенку нравится и на него не возлагаются какие-то непонятные мечты родителей. То есть пока детский спорт не переходит грани «оздоровительного хобби», ничего плохого в этом, скорее всего, и нет. Проблемы в первую очередь начинаются с того момента, когда за ребенка уже изначально решают, кем он будет в будущем. И тогда детский спорт может превратиться в непосильный труд, а дите — лишиться счастливого детства…

Сегодня о своих первых шагах в спорте рассказывают Леонид Лахтин, подполковник ФСБ в отставке, и Евгений Бибикин, заслуженный тренер России.

 В 1983 году Леонид Александрович был принят в УКГБ по Челябинской области на должность оперуполномоченного шестого отдела КГБ СССР. Это был отдел, занимающийся контрразведкой в сфере экономики. Объектами его служебного интереса были Госбанк СССР, Облстатуправление, госрезервы…

13 ноября 1989 года, будучи членом антитеррористической оперативной боевой группы, Леонид совершил свой очередной подвиг — в рукопашной схватке обезвредил вооруженного пистолетом и ножом главаря банды, захватившей женщин и детей во время свидания в челябинском следственном изоляторе. Это был действительно особо опасный «зверюга», находившийся под следствием за убийства, изнасилования и расчленение несовершеннолетней девочки, некто Добряков. Метр девяносто восемь сантиметров роста. Крепыш. И ему и без этого всего уже вышка светила. А когда жизнь свела его с Лахтиным, он держал нож у самого горла стоявшей перед ним на коленях женщины и грозно орал: «Не подходи, убью!..»

Мой добрый старый товарищ Лёня Лахтин — ведущий боец из группы комитетовского спецназа. Друг, соперник и конкурент. Ведь несколько лет мы негласно соревновались с ним, чья команда лучше подготовлена, чей уровень профессионализма выше…

— Мне, Володя, все еще снятся сны в основном комитетовские и спортивные, про гимнастику… Про то, как на соревнованиях меня судьи вызывают к снаряду, а я с ужасом думаю, как же я это сейчас сделаю… И поэтому просыпаюсь…

Всегда слушай задания тренера

— Я даже не знал, что ты, оказывается, гимнаст. Мы все тебя помним как отличного бойца-рукопашника. Ты же первым ударом ногой в грудь рослого бандита сумел спасти жизнь женщины-заложницы. А ты ведь ростом пониже был, чем он…

— Каратэ и рукопашный бой в моей жизни появились гораздо позже, уже во время учебы в Минской спецшколе, а сначала была обычная секция гимнастики спортобщества «Труд» в Тракторозаводском районе Челябинска, и мой любимый вид спорта, который постепенно стал смыслом всей моей жизни. Мне было восемь лет, когда старший брат привел меня посмотреть на свою тренировку. И буквально с порога я почувствовал неповторимый запах черных гимнастических матов, запах какого-то удивительного спорта. Я такого родного запаха больше нигде не встречал в своей жизни. И тогда же я встретил там своего единственного на всю мою жизнь тренера — Бориса Владимировича Винокурова. Сложно передать словами, что я тогда почувствовал.

Это было какое-то другое измерение, какое-то волшебство. Борис Владимирович посадил меня и других мальчишек-перворазников на гимнастическую скамейку и заговорил с нами как со взрослыми: «Вы будете заниматься спортивной гимнастикой. Надо, чтобы еще и хорошо учились и к вам не было бы замечаний…» Еще мне запомнилось, до сих пор, как он сказал: «И чтоб никто не курил. Если только увижу…». И с тех пор я, Володя, ведь не сделал ни одной затяжки, а в жизни у меня много всякого было… А потом он нас еще и лично страховал при выполнении самых сложных и опасных элементов. И мы ему верили, не боялись, что можем упасть…

Борис Винокуров

— Тапочком, наверное, вас лупил, как нас в свое время тренер по боксу Валерий Александрович Щеенков в «Спартаке». Он регулярно проверял наши отметки в дневнике… И смотрел строго, чтобы не было замечаний по поведению… Наказывал.

— Нет, Борис Владимирович нас линейкой шлепал, чтобы мы тело свое почувствовали. Он ею замерял наш прогресс на шпагате, отмечал затем его на листочке в углу зала. А если прогресса не было, то он ею же чувствительно хлопал нас по бедру… чтобы лучше запомнилось. Хорошая была школа, я и сейчас на шпагат сажусь…

А так-то добрый был всегда, как второй отец. Мой папа работал на тракторном заводе, и часто ему было не до нас с братом. А тренер хорошо знал наших родителей, регулярно проводил родительские собрания, если надо было, то приходил к нам домой…

У него был прекрасный дар убеждения… Он мог доходчиво, без многословия не только по гимнастике вести разговор, но и в целом по жизни. Мы же мальчишками были, кто-то мог что-то накосячить, нахулиганить, а он без лишних слов так нам всем скажет, что хорошо доходило… Учил жить по совести, без подлости, чтобы мы выросли нормальными людьми…   Еще он сплотил нас настолько, что мы и тогда, мальчишками, практически не расставались, и сейчас регулярно встречаемся. Да и Бориса Владимировича, конечно же, не забываем. На днях ему исполнилось 95 лет…

А тогда он очень серьезно с нами занимался, ходил по школам, беседовал с нашими учителями. Следил за успеваемостью. Повесил в зале такой красивый стенд с кармашками, подписанными для каждого из нас. И туда вставлял каждому свое отдельное задание: что делать, каким элементам больше уделять внимание, что есть, что пить, как спать… Тогда гимнастика в Челябинске только начиналась, и он был новатором в этом виде спорта. И мы чувствовали, что он действительно творец…

Тренер — это подъемный кран, ученик — строящееся здание…

Лёня, и сколько лет ты гимнастикой прозанимался?

— Да буквально всю жизнь занимаюсь, и сейчас отдельные несложные элементы выполняю, а выступал в спорте до 1974 года… Когда призвали в армию, служил в Перми в батальоне милиции, и там, конечно же, было не до гимнастики… А демобилизовавшись, все же вернулся в родной спортзал, но уже не выступал на соревнованиях. Принял тогда меня Борис Владимирович как родного… Но это уже была совсем другая гимнастика. Более сложная. И мальчишки, ставшие к тому времени мастерами спорта у Винокурова, выполняли такие элементы, что мы раньше-то и подумать не могли, что так можно сделать… Эти пацаны нам, старшим, всегда дышали в затылок и просто нас вытесняли с гимнастического олимпа…

— И как, Лёня, пригодилась тебе гимнастика?

— Да. Когда поступил на службу в госбезопасность. И попал на учебу в спецшколу…

— Понятно, это была профессиональная необходимость…

— Нет, это была романтика сначала. Многие тогда ведь и таких слов-то не знали: каратэ, кимоно, татами… Но со мной в классе челябинской школы учился чемпион по дзюдо Геннадий Ившин. И еще к нам приходил сам Харис Мунасипович Юсупов, организовывал показательные выступления борцов….

— А как ты за счет своей гимнастической базовой подготовки чувствовал себя на занятиях по прикладному рукопашному бою?

— Великолепно. Маваши-гери в голову бил легко, делал сальто. Это увидели местные каратисты, и мы на этом с ними сошлись и объединились. Тогда еще Советский Союз был. И мы вместе учились: армяне, литовцы, грузины и белорусы. И я учил их гимнастике… Ты знаешь, что такое моторная мышечная память, растяжка, координация… Тогда ведь каратэ как борьба было больше демонстрацией, а когда мы занялись этим профессионально, нам один инструктор из группы «Альфа» сказал: «Ребята, это все, что вы умели делать раньше, оставьте для уличных показательных выступлений. А настоящий рукопашный бой — это совсем другое…»

Бибикин Евгений Витальевич — заслуженный тренер России, тренер высшей категории, отличник физической культуры и спорта:

— А мне, Владимир Васильевич, гимнастика дала путевку в жизнь, я окончил наш Челябинский институт физической культуры и стал тренером по гимнастике, а затем по прыжкам в воду и легкой атлетике.

Евгений Бибикин

Думаю, что этот мой тренерский потенциал рассмотрел наш тренер Борис Владимирович Винокуров. Он каждый год возил нас в спортивный лагерь, а состав команды был очень разный: и совсем маленькие ребята, и постарше. А я малышам все время что-то подсказывал, давал советы, как лучше это сделать. И Борис Владимирович тогда мне и предложил: раз есть такое желание, приходи, попробуй работать тренером. И я начал понемногу помогать…   И вскоре после того, как я уже окончил машиностроительный техникум, в наш зал пришел Евгений Романович Рейхер — он тогда был заместителем председателя спортивного клуба ЧТЗ. Борис Владимирович меня ему представил, и я услышал слова, которые запомнил на всю жизнь: «Давайте возьмем его с испытательным сроком…» Взяли, и я до сих пор работал, хотя мне уже 73 года. Еще я горжусь, что среди моих воспитанников много звезд международного уровня. И одна из них — непревзойденная Елена Елесина, советская и российская прыгунья в высоту, олимпийская чемпионка 2000 года, призер европейских и мировых первенств. Я был в ее команде вторым тренером, по гимнастике и общефизической подготовке. И мне за мою работу присвоили звание заслуженного тренера Российской Федерации.

И именно благодаря Борису Владимировичу как спортсмен-гимнаст, а потом и как тренер объехал почти все города нашей страны, встречался и общался с самыми замечательными людьми. Прожил яркую и очень интересную жизнь. Всем бы так… 

Читайте больше новостей в нашем Дзен и Telegram















Музыкальные новости






















СМИ24.net — правдивые новости, непрерывно 24/7 на русском языке с ежеминутным обновлением *