Драгунская шашка знаменитого оружейника Гаджи Мудунова
Шашка драгунская в комплекте с ножнами мастера Гаджи Мудунова
Во второй половине — конце XIX века Владикавказ становится главным городом Терской области и Терского казачьего войска на Северном Кавказе. До 1850 года это была русская военная крепость, а в 1850 году она получила статус города. В 1852 году в городе проживало 2500 жителей, в 1870 — уже 10 000, а в 1890 году — 32 000 тысячи человек разных национальностей: русские, осетины, армяне, евреи, грузины, чеченцы, ингуши. До середины XIX века производство холодного коротко- и длинноклинкового оружия, а также ружей и пистолетов во Владикавказе было развито слабо.
В 1852 году в городе работал лишь один мастер золотого и серебряного дела, который оправлял серебром ружья, пистолеты и кинжалы. В дальнейшем число мастеров-оружейников и ювелиров заметно выросло. Этому в немалой степени способствовало положение города, вокруг которого располагались многочисленные казачьи станицы. К тому же в самом Владикавказе и в непосредственной близости от него было расквартировано более 12 000 тысяч солдат и офицеров русской регулярной армии. Наличие большого количества военных и казаков создавало благоприятные условия для масштабного производства холодного клинкового оружия и торговли им.
Крепость Владикавказ с картины художника А. Дьяконова
Русские солдаты и офицеры за время Кавказской войны, длившейся в XIX веке почти полстолетия, сумели по достоинству оценить оружие народов Северного Кавказа. Популярности кавказских клинков способствовали не только экзотический внешний вид и богатая отделка, но и романтический воинственный образ горцев, сложившийся в Российской империи под влиянием литературных произведений.
В период с 1898 по 1901 годы во Владикавказе в одиночку трудились уже 60 мастеров-оружейников, а число оружейных мастерских увеличилось с 8 до 10. В 1912–1917 годах количество самостоятельных мастеров-оружейников возросло с 97 до 278 человек. В 1885 году во Владикавказе начала работу Пробирная палатка (третья на Кавказе после Тифлиса и Баку), которая следила за качеством изделий и вела учёт мастеров-оружейников.
Увеличение спроса на холодное клинковое оружие среди солдат и офицеров Владикавказского гарнизона и казаков вызвало приток во Владикавказ мастеров-оружейников из Дагестана (Кубачи), Закавказья (Шуша) и других областей Кавказа.
Первоначально большинство мастеров работали отходниками сезонно, возвращаясь на лето в родные аулы. Со временем некоторые из них обосновались в городе на постоянное жительство, перевезли свои семьи, открыли оружейные мастерские. По масштабам производства холодного клинкового оружия, степени капитализации и количеству задействованной рабочей силы наиболее крупные мастерские во Владикавказе в начале XX века принадлежали: Осману Омарову, Гузуну Гузунову и Гаджи Мудунову.
Владикавказ во второй половине XIX века
Кавказские мастера-оружейники строго придерживались старинных традиций, уделяя в своей работе основное внимание внешней отделке клинков, рукоятей и ножен. Г.А. Вертепов, исследователь кустарных промыслов Терской области, объяснял это тем, что большинству состоятельных покупателей шашка или кинжал нужны были не в качестве боевого оружия, а элемента костюма или украшения кабинета. Многочисленные инспекционные и служебные поездки во второй половине XIX — начале XX века влиятельных военных и гражданских чиновников из Петербурга (Петрограда) на Северный Кавказ в соответствии с «неписаными правилами» того времени заканчивались подношением гостям изящно оформленных и украшенных верховых сёдел, шашек, кинжалов или костюма — черкески с серебряными газырями.
Во второй половине XIX века кавказские мастера-оружейники при изготовлении холодного клинкового оружия стали использовать фабричную сталь российского производства. Заготовку помещали в горн, затем ковали, уплотняя и вытягивая металл до необходимых размеров будущего клинка. По окончанию ковки клинок подвергался закаливанию, заточке и полированию.
В это время при отделке рукоятей шашек и кинжалов, а также их ножен среди мастеров широкое распространение получили: чернение по серебру, скань, зернь и кислотное травление по металлу. У каждого мастера-оружейника существовали свои технологические секреты и свой собственный художественный стиль, который проявлялся при отделке холодного клинкового оружия. Ученики-подмастерья, как правило, повторяли особенности своих учителей и подражали им во всех деталях. Многие знатоки и ценители кавказского клинкового оружия при первом же взгляде на выдающийся кинжал, шашку или даже нож могли безошибочно назвать имя мастера, изготовившего оружие.
На изготовление кинжала мастер с подмастерьем затрачивали от 10 до 15 рабочих дней, а на хорошую шашку – около месяца и даже более.
После русско-японской войны 1904-1905 гг. и потерь, понесённых Российской империей, в русской армии ощущался недостаток в холодном клинковом оружии. Знаменитая Златоустовская оружейная фабрика не могла обеспечить выпуск необходимого количества клинков для русской кавалерии и казачьих частей. По этой причине казакам на Северном Кавказе было разрешено использовать «дедовское» оружие, а офицерам драгунских полков – заказывать и покупать шашки уставного образца у мастеров-оружейников.
В данной статье речь пойдет о шашке в комплекте с ножнами, изготовленной мастером холодного клинкового оружия Гаджи Мудуновым. История появления шашки в Красноярском краевом краеведческом музее кратко описана в инвентарной книге основного фонда краевого музея.
В феврале 1968 года на углу пересечения улиц Урицкого и Кирова Центрального района г. Красноярска при сносе старых деревянных строений и рытье котлована под новый многоэтажный кирпичный дом рабочими И.О. Лавришиным и И.Е. Мурзиным были найдены две шашки в комплекте с ножнами. Обе шашки позднее были переданы в краевой музей и включены в состав основного фонда с присвоением им идентификационных номеров государственного музейного учета (КККМ о/ф. № 4911 – 1; О 295; КККМ о/ф. № 4911 – 2; О 291).
Красноярский краевой краеведческий музей
Рассматриваемая нами шашка относится к драгунским офицерским шашкам образца 1881/1909 года. Клинок шашки стальной, слабо изогнутый, однолезвийный, с двумя узкими и одним широким долом. Боевой конец клинка двулезвийный. На обеих сторонах клинка отмечены значительные очаги коррозии, которые (до того как шашка была передана в музей) подверглись механической чистке абразивными материалами и полировке металла. На левой и правой сторонах поверхности клинка, ближе к его пяте, в технике кислотного травления по металлу нанесены изображения двух картушей в вертикальной рамке.
На левой стороне пяты клинка в границах картуша, в обрамлении стеблей, листьев и бутонов, образующих растительный орнамент, изображён вензель в виде двух стилизованных и вписанных друг в друга заглавных букв Г и М (Гаджи Мудунов). Чуть ниже этого вензеля (ближе к пяте клинка), в технике кислотного травления по металлу заглавными буквами русского алфавита выполнена надпись «МУДУНОВ». В верхней части картуша у края лезвия клинка выбита (продублирована) ещё одна надпись с фамилией мастера-оружейника «МУДУНОВ».
Рисунок В.И. Привалихина
На правой стороне клинка шашки в границах картуша, в обрамлении стеблей растительного орнамента и в той же технике кислотного травления изображена парящая хищная птица с поднятыми крыльями, держащая в своих когтях стрелу, параллельно которой вытравлена надпись «КАВКАЗЪ».
Подобная художественно-декоративная композиция характерна для отделки холодного клинкового оружия, изготовленного во Владикавказе в начале ХХ века в мастерской Гаджи Мудунова. В отечественной научно-справочной литературе по оружиеведению владикавказские оружейники Осман Омаров, Гаджи Мудунов, а также Гузун Гузунов наиболее упоминаемые, а их шашки и кинжалы, по мнению специалистов, представляют значительную культурную, историческую и музейную ценность.
Рукоятка шашки состоит из двух частей: черенка и головки. Черенок выполнен из дерева и имеет рифлёную поверхность с глубокими поперечными желобками. В средней части черенка имеется утолщение. Верхняя часть черенка покрыта чёрным битумным лаком, на котором видны следы потёртостей.
На тыльной стороне черенка есть площадка, предназначенная для упора большого пальца руки. Это было необходимо для нанесения колющего удара шашкой.
В верхней части черенка закреплена латунная втулка, на которой установлена овальная латунная головка, напоминающая бутон цветка.
Гарда образована передней дужкой, отходящей от латунной втулки верхней части рукояти и плавно переходящей в крестовину. Конец крестовины имеет кольцевидное окончание с отверстием и круто загнут в сторону обуха клинка. Защитная дужка округлых очертаний, с орнаментом в виде двух разнонаправленных оливковых ветвей. В нижней части деревянного черенка рукояти, примыкающего к крестовине гарды, крепится латунная фигурная втулка. Между латунной крестовиной эфеса и основанием (пятой) клинка шашки фиксируется кожаная уплотнительная прокладка.
Эфес шашки подвергся перемонтировке и замене отдельных деталей. Верхняя оригинальная (подлинная) латунная втулка, имевшая на тыльной стороне вензель российского императора Николая II в виде заглавной буквы Н и римской цифры II (в обрамлении оливковых ветвей), была заменена на латунную втулку с гладкой поверхностью. До Февральской буржуазно-демократической революции 1917 года в русской армии на эфесах сабель и шашек изображался вензель того императора, в царствование которого военнослужащий получал первый офицерский чин. С отречением 2 марта 1917 года Николая II от престола эта традиция подверглась ревизии. После февраля и октября 1917 года наличие вензеля Александра III или Николая II на эфесах холодного клинкового оружия у командного состава не приветствовалось и строго порицалось. В таких случаях вензель на верхней латунной втулке эфеса сбивали стальным зубилом и зачищали абразивом, или же монтировали новую латунную втулку с гладкой поверхностью, без вензеля и оливковых ветвей.
Ножны своей формой повторяют форму клинка шашки и соответствуют его длине. Основа ножен изготовлена из двух совмещенных и тщательно выструганных деревянных плашек, склеенных между собой и обтянутых сверху кожей, покрытой лаком чёрного цвета. Латунный прибор ножен состоит из устья, обоймицы и наконечника. Наконечник ножен и устье новодельные, более позднего времени изготовления. На латунном устье ножен отсутствует паз, предназначенный для крепления наплечного ремня, а на латунной обоймице утрачено кольцо.
Размеры шашки: общая длина – 86,3 см., длина клинка – 73,7 см., ширина клинка в пяте – 3,3 см. Размеры ножен: длина – 75 см., ширина в устье – 4 см.
Национальный музей Республики Северная Осетия-Алания
Работая над статьёй, авторы сделали запрос в г. Владикавказ коллегам из ГБУК «Национальный музей Республики Северная Осетия – Алания» с просьбой предоставить сведения о жизни и деятельности мастера-оружейника Гаджи Мудунова. В своем ответе генеральный директор музея А.А. Цуциев сообщил, что информации в архиве музея о Гаджи Мудунове и его мастерской нет. По его мнению, судя по количеству сохранившихся в частных коллекциях и музейных собраниях шашек и (в меньшей степени) кинжалов с клеймом «Мудуновъ», это была крупная оружейная мастерская. К сожалению, точное местонахождение в г. Владикавказе мастерской Мудунова до настоящего времени не установлено. Считаем своим долгом выразить генеральному директору А.А. Цуциеву и коллегам из ГБУК «Национальный музей Республики Северная Осетия – Алания» слова признательности и благодарности за предоставленную информацию.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аствацатурян Э.Г. Дагестанские мастера серебряного и оружейного дела в городах Северного Кавказа и Закавказья в конце XIX - начале XX века // Советская этнография. 1976. № 2. С. 112 –124.
2. Аствацатурян Э.Г. Оружие народов Кавказа. История оружия. М.: Изд-во Хоббикнига, 1995. 192 с.
3. Аствацатурян Э.Г. Оружие народов Кавказа. Изд. 2-е, дополненное. СПб.: ООО Издательство «Атлант», 2004. 432 с.
4. Вертепов Г.А. Очерки кустарных промыслов в Терской области // Терский сборник. Вып. IV/ под ред. Г.А. Вертепова. Владикавказ: Типография Областного Правления Терской области. 1897. С. 126
5. Денисова М.М., Портнов М.Э., Денисов Е.Н. Русское оружие. Краткий определитель русского боевого оружия XI – XIX веков. М.: Госкультпросветиздат, 1953. 165 с. (с приложением XLVI таблиц с рисунками и фотографиями).
6. Кулинский А.Н. Русское холодное оружие XVIII – XX вв. Том 1: Определитель. СПб.: ТПГ Атлант. 2001. 384 с.
7. Кулинский А.Н. Русское холодное оружие XVIII – XX вв. Том 2.: Определитель. СПб.: ТПГ Атлант, 2001. 276 с.
8. Трубников Б.Г. Оружейные клейма. СПб.: Изд-во Санкт – Петербург Оркестр, 2004. 478 с.
Привалихин В.И., Новоселов М.Ю. Об одном раритетном клинке из коллекции холодного оружия Красноярского краевого краеведческого музея» // Век подвижничества – 4: сборник научных статей / КГАУК «Красноярский краевой краеведческий музей»; отв. ред. И. А. Черкасов. Электронные данные. Красноярск: Красноярский краевой краеведческий музей, 2022. С. 259-264. Режим доступа