В лесах Владимирской области ловят насекомых-вредителей
В лесах Владимирской области ловят насекомых-вредителей
Не перепутайте с кормушками. В лесах нашей области замечены необычные устройства, похожие на домики. На самом деле, это феромонные ловушки, в которые специалисты Россельхознадзора ловят насекомых-вредителей. В рейд по усачам и шелкопрядам отправилась и наша съемочная группа.
Под корой прячется целый мир — мир насекомых и их личинок. Свой мониторинг инспектор Россельхознадзора начинает с поваленных деревьев. Сегодня ищем потомков большого чёрного елового усача. Кратко — моногамуса.
— Лётные отверстия, через которые вылетает усач. Это признак заражения — карантинный объект здесь присутствовал.
После недолгих поисков находится и живое доказательство — упитанная бело-жёлтая гусеница.
— Положим в баночку и отправим в фитосанитарную испытательную лабораторию.
Чтобы понять, карантинный ли это вид. Взрослая особь жука-усача может питаться пыльцой, листьями, хвоей, но именно в период размножения предпочитает кору. И может нанести экологический вред лесу, а экономический — деревообработчикам.
— Древесина становится непригодной для переработки, и лесопереработчики терпят большие убытки.
Насколько велика популяция карантинного вредителя, помогают понять вот такие феромонные ловушки. Внизу воронки — накопитель насекомых, над ним — феромон. Это специальное вещество, которое выделяют самки в период фертильности. Ведомые инстинктом, самцы могут преодолеть несколько километров, чтобы точно определить, где находится «дама сердца». В этом нехитром приспособлении феромон концентрированный — такую приманку жук точно не пропустит.
— Усач!
— Сидит, смотрите-ка.
— Ловите его скорее!
— Вот, давайте.
Обманутый усатый кавалер отправляется в баночку, а затем в лабораторию. Если таких находок будет много, на месте уже проведут более серьёзные работы.
— Карантинный или не карантинный... Всего 150 видов усачей, но во Владимирской области зарегистрировано три.
Кристина Иванова, корреспондент:
— Такая ловушка не только отлавливает насекомых, но и дезориентирует самцов. Феромоны сбивают их с толку — самкам достаётся меньше внимания. И если популяция вредителей невелика, этого иногда достаточно, чтобы её уничтожить.
Феромонные ловушки сегодня активно используются и в лесном, и в сельском хозяйстве. Незаменимы они и для садоводов-частников. Водные ловушки, например, ставят в теплицах. В центре глубокой (это важно) яркой тарелки с водой, покрытой маслом, размещается приманка. Устройство подходит для массового отлова, например, томатной моли. Быстро, дёшево и безопасно.
При этом феромонный феномен открыли лишь на рубеже XIX–XX веков. Французский учёный Жан-Анри Фабр заметил на своём участке, что самка грушевой павлиноглазки, ничего не делая, привлекла нескольких самцов. Дальнейшие исследования позволили обнаружить феромоны и синтезировать их. Открытие стало прорывом и сегодня помогает отслеживать перемещение вредителей.
В лесном хозяйстве используют несколько видов ловушек. Вот такие картонные домики вешают в лиственных лесах. Внутри — клейкая основа. В такие «сети» попадаются уже знакомые владимирцам непарный и сибирский шелкопряды.
Валентина Игнатова, жительница с. Перово:
— Они везде: на доме, на фундаменте. Во всех углах сплели паутину. Я уже два раза опрыскивала дом.
— Берёзу, насколько можно было достать. Утром приходишь — их ещё больше.
Два года назад жители Гусь-Хрустального района столкнулись с нашествием гусениц шелкопряда. За лето они объели почти всё: берёзовые леса, городские аллеи и огороды. В прошлом году в лесах области провели обработку, и в этом году она дала результаты.
Михаил Викторович работает в Судогодском лесничестве больше 30 лет. Обходит свои владения ежедневно — помогает выбирать места для феромонных ловушек. Говорит, массового вылета бабочек шелкопряда этим летом не заметили.
Михаил Сашин, гослеснинспектор Судогодского лесничества:
— В этом году я бы не сказал, что их больше. В прошлом было много шелкопряда, много летало бабочек. Мы тоже ставили ловушки, выявляли.
Но расслабляться рано. Ловушки будут развешивать всё лето, каждые две недели обновляя их в разных местах, чтобы охватить как можно больше территорий. В наших лесах шелкопряд и усач работают, как организованная преступная группа: первый подрывает здоровье дерева, второй добивает жертву.
Елена Горбатова, госинспектор Россельхознадзора:
— Самая опасная — стадия гусеницы. Она объедает дерево, и оно слабеет, становясь лёгкой добычей для вторичных вредителей — усачей и златки. Самки спокойно откладывают яйца, из которых вылупляются личинки. Они проникают внутрь древесины, прогрызают ходы, оставляют буровую муку — и древесина становится непригодной.
На шелкопряда — сибирского и непарного — карантин у нас не наложен. Пока во Владимирской области эти виды карантинных объектов не обнаружены.
И связано это не только с обработкой. Шелкопряд — насекомое с цикличной активностью. Массовые нашествия происходят раз в несколько лет. Когда будет следующее — вопрос. Специалисты Россельхознадзора обещают встретить прожорливых гостей во всеоружии.
Кристина Иванова, Андрей Синягин. «Вести-Владимир».