От красильной мастерской до рыночных реформ: путь инвестора, банкира, москвоведа Николая Александровича Найденова
Российские предприниматели, которые развивали свое дело на рубеже XIX–XX веков, — какой след они оставили в истории и благодаря чему преуспели в коммерции, политике, общественной жизни? Ответы на эти вопросы ищем в просветительском проекте Департамента города Москвы по конкурентной политике «Субботние хроники: истории московских поставщиков».
Николай Александрович Найденов — представитель третьего поколения династии московских купцов и фабрикантов, чье слово в деловых кругах Российской империи ценилось наравне с золотым рублем. Отсчет истории семейного бизнеса принято вести с 1765 года, когда дед Николая Александровича — Егор Иванович, крепостной крестьянин из села во Владимирской губернии, — был переселен в Москву купцом Колосовым для работы в мастерской по крашению шелка. Впоследствии основатель династии смог открыть собственную мастерскую и в 1816 году пополнил ряды московского купечества.
Дело Егора Ивановича, которое он вел вместе с сыновьями, активно расширялось. В этом помогали отсутствие жесткой конкуренции в текстильной отрасли и стабильный спрос на продукцию. Уже к 1827 году Найденовы выкупили прежние колосовские земли у реки Яузы и построили там дом. Младший сын Александр посвятил развитию семейного бизнеса всю жизнь. Ориентируясь на рыночную конъюнктуру, он постоянно менял стратегию и ассортимент: работал с шелком, плисом, бархатом, шерстью и другими материалами. В 1863 году уже его сыновья основали торговый дом, который занимался продажей шерстяной пряжи, обработанной на фамильной фабрике.
После смерти Александра Егоровича в 1864 году его дело продолжил средний сын — 30-летний Николай, который имел опыт работы на фабрике с момента окончания школы. В развитии бизнеса было решено сделать ставку на модернизацию производства. К 1871 году на фабрике имелись паровой котел, паровая машина, две щипальных, две трепальных, пять ваточных, четыре мюльных машины, 30 ткацких станков. Производство было размещено в новом трехэтажном корпусе.
Найденов активно участвовал в общественно-политической жизни города. Был гильдейским старостой в Московской купеческой управе, гласным — членом Московской городской думы, состоял в Московском коммерческом суде. Возглавив Московский биржевой комитет, Николай Александрович отменил входную плату на биржу для купцов, что вызвало большое оживление и превратило ее в солидную торговую площадку.
Инициативы Найденова внедрялись и на государственном уровне. В конце 1860-х ему удалось отстоять интересы российского купечества в деле пересмотра таможенных тарифов и введения высоких пошлин на иностранные товары. Николай Александрович участвовал в разработке проектов экономических реформ, правительственных постановлений, к его рекомендациям прислушивался министр финансов Сергей Юльевич Витте.
В 1871 году Найденов основал Московский торговый банк, который возглавлял до конца жизни. Это стало важным этапом в карьере предпринимателя. В своих воспоминаниях он писал: «Банковское строительство было в полном разгаре, доходя до крайностей; каждый стремился захватить что-либо на этой новой деятельности, хотя уже становился ребром вопрос, что будут делать все эти вновь возникающие банки». В то время как другие денежно-кредитные учреждения активно пользовались ажиотажными настроениями и продавали инвесторам ценные бумаги по завышенной стоимости, банк Найденова не допускал спекулятивных сделок. Благодаря основательному подходу в последующие почти 50 лет банк входил в пятерку наиболее надежных в Москве.
В 1874 году по инициативе Найденова было основано товарищество для покупки и доставки хлопка из Средней Азии на фабрики Московского региона. Таким образом, портфель инвестиций Найденова был расширен за счет перспективной сферы текстильной промышленности — хлопчатобумажной. Параллельно предприниматель инвестировал в другие производства — так, в конце XIX века он обратил внимание на быстрый рост нефтедобычи в Баку. В 1902 году им было создано Московско-кавказское нефтепромышленное товарищество. Компания стала одним из крупнейших в стране поставщиков керосина.
Николай Александрович увлекался фотосъемкой. В 1877 году он не без труда убедил Московскую думу в необходимости издания фундаментальной истории города. «Мне кажется, — подчеркивал Найденов, — что городскому общественному управлению следовало бы заняться подробным описанием города Москвы. Мы знаем, что в архивах дела гниют, что свидетельства времен прошедших, из которых можно получить указание на разные источники, постепенно утрачиваются, убывают».
Сегодня 14 «Найденовских альбомов» с фотографиями Москвы, которые были изданы им с 1882 по 1891 год, являются уникальными источниками информации о городе на рубеже XIX–ХХ веков. Также Николай Александрович издал десятки книг об истории Москвы, ее купечества, биржи.
Николай Найденов считал важным содействовать развитию образования. По его инициативе в Москве были учреждены Александровское, Таганское и Коммерческое училища. Сам он знал шесть языков.
Близко знакомый с Найденовым предприниматель Владимир Павлович Рябушинский писал: «Жило в нем большое московское купеческое самосознание, но без классового эгоизма. Выросло оно на почве любви к родному городу, к его истории, традициям, быту». Николай Александрович Найденов, потомок крепостного крестьянина, стал выдающимся представителем бизнес-элиты Российской империи. Он был известен своей ответственностью и честностью, всегда тщательно соблюдал договоренности, что позволяло ему сохранять доверие партнеров и клиентов. Его способности к менеджменту, постоянное стремление к совершенству, готовность работать не покладая рук и умение находить общий язык как с чиновниками, так и представителями купечества, помогли выстроить эффективную стратегию, следуя которой, предприниматель не боялся рисковать и принимать сложные решения.