Слова Путина утонули в грохоте фанфар: Мы сами отталкиваем тех, кто хотел бы вернуться или переехать жить Россию
Выходцам из среднеазиатских республик гораздо проще перебраться в РФ, чем западным европейцам или соотечественникам
Президент России Владимир Путин, выступая на мартовской Коллегии МВД, поделился своим видением приоритетов миграционной политики.
«Конечно, следует развивать имеющиеся механизмы поддержки возвращения на Родину наших соотечественников, а также тех иностранцев, которые разделяют наши традиционные ценности, хотят жить и работать в нашей стране, а уж тем более — если имеют соответствующие квалификацию образование и нужны нашей экономике», — заявил глава государства.
А в августе 2024-го он подписал Указ «Об оказании гуманитарной поддержки лицам, разделяющим традиционные российские духовно-нравственные ценности», согласно которому право обращаться с заявлением о выдаче разрешения на временное пребывание должно предоставляться без квот и экзаменов иностранцам, покидающим место своего бывшего проживания из-за навязывания там обществу «деструктивных неолиберальных идеологических установок».
Согласно недавно обнародованным в СМИ данным, МВД России в рамках реализации этого документа приняло более 800 заявлений о предоставлении права на временное проживание иностранцам. Чаще всего их подавали граждане Германии, Латвии, США, Италии, Франции, Великобритании, Эстонии, Канады и Литвы. В целом же за два года, по оценкам The Christian Science Monitor, в РФ переехали около 3,5 тысячи человек из западных государств.
Однако, как утверждают эксперты, желающих — гораздо больше. Генеральный секретарь Ассамблеи народов Евразии и Африки Андрей Бельянинов в прошлом году на Югорском экономическом форуме объявил, что в Россию хотят переехать 2,5 миллиона граждан Германии, а кроме того — жители Нидерландов с Италией и потомки понтийских греков.
Оценки спикера МИД РФ Марии Захаровой — осторожнее, но и они достаточно оптимистичны. Как пишет KP.ru, официальный представитель российского внешнеполитического ведомства оценивает количество желающих переехать в «тысячи».
Явление миграции в Россию представителей стран условного Запада — не новое. Даже, если не принимать во внимание запутанные процессы времен Древнерусского государства, в Московское княжество ехали работать итальянские зодчие, а затем потянулись военные наемники и специалисты-ремесленники самого разного профиля.
При Василии III в Москве появилась первая Немецкая слобода — место «компактного проживания» европейцев. В 1571 году она, правда, сгорела во время набега крымского хана. Однако в дальнейшем при Иване IV подобные «территориальные образования» росли как грибы после дождя — в столице и ее округе селились германцы, шотландцы, французы. Не по своей воле в Россию «переезжали» пленные лифляндцы.
Резко выросло количество иностранцев при благоволившем им Борисе Годунове. Правда, во времена Смуты, многие их подворья подверглись разорению.
В 1652 году царь Алексей Михайлович основал Новую Немецкую слободу на берегу Яузы. В ней очень любил потом проводить время его сын Пётр, который там едва не женился и нашел себе много соратников. В дальнейшем он перевез в Россию немало европейских профессионалов в различных сферах.
При наследниках Петра процесс и вовсе масштабировался. В середине XVIII века на юго-западных границах империи возникли области Новая Сербия и Славяносербия. На их территории селились выходцы из Сербии, Молдавии, Черногории, Валахии, Македонии, Болгарии и других балканских стран, которые бежали от османского гнета.
Кроме того, сначала Елизавета Петровна, а затем Екатерина II создали условия для переселения в Россию немецких крестьян, основывавших свои колонии в Причерноморье и Поволжье.
На фоне развала СССР многие его бывшие граждане «иностранного происхождения» потянулись на родину своих предков в зарубежные страны. Но не всем там понравилось. Часть из них уже даже вернулись обратно.
— «Коренных» иностранцев едет к нам относительно немного. Преимущественно это русские — представители различных волн эмиграции. Портрет типичного приезжего из западных стран — человек среднего возраста, с двумя-тремя детьми, имеющий определенный капитал, зачастую — недвижимость", — поделился в беседе с корреспондентом «Свободной Прессы» «коллективным портретом» мигрантов с Запада руководитель социального движения «Путь домой» Анатолий Бублик.
Постепенно Россия вызывает все больший интерес и у людей, которые исторически с ней никак не были связаны.
«На первом месте — страх за будущее детей. То, что происходит с воспитанием детей на Западе, пугает многих до икоты — причем, как этнических русских, так и местных жителей. На втором месте — само желание жить в России. Дальше — вопросы религии, реакция на ЛГБТ* и все остальное», — описал Анатолий Бублик мотивы эмигрантов из стран Запада.
Однако, по его словам, переезды зачастую проходят трудно. Существует немало моментов, превращающихся для иностранцев в тяжелые испытания.
«Если говорить о процедурных вопросах, то можно просто схватиться за голову. Наша бюрократия отнимает у многих людей желание переезжать. Самое простое — это получение визы и пересечение границы. Дальше — бег по замкнутому кругу, сводящий с ума. Приехавший не может без документов купить сим-карту, а без сим-карты — невозможно верифицировать аккаунт, необходимый для получения документов. Ситуация абсурдная. На постановку на миграционный учет дают меньше времени, чем нужно, чтобы добраться до Владивостока на поезде.
Человек едет, а уже прямо в дороге становится административным нарушителем. Даже если на этом этапе все решается, потом еще месяцами нужно оббивать пороги. Это отталкивает инвестиции, капиталы, рабочие руки, демографический капитал. Те, у кого из-за бюрократии не получается закончить переезд, уезжают разочарованные, и рассказывают о произошедшем другим людям. Все это — проблема, требующая срочного решения", — говорит Анатолий Бублик.
Как рассказал в разговоре с корреспондентом «Свободной Прессы» председатель Национального антикоррупционного комитета, член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Кирилл Кабанов, к вопросу выбора потенциальных мигрантов нужно подходить вдумчиво.
«Важно исходить из близости по принципу культурного кода. А из западных стран к нам едет преимущественно как раз христианское население, не приемлющее ЛГБТ и прочих подобных явлений. Пока их немного, конечно, но все же они есть. Для того, чтобы их привлекать, нужно вносить изменения в действующие программы переселения, корректировать кредитную политику», — отметил Кабанов.
Депутат Государственной Думы Михаил Матвеев признался, что в принципе к вопросу переезда в Россию иностранцев относится настороженно.
«На миграцию нельзя смотреть, как на безальтернативный способ решения демографических или экономических проблем. Есть реальная задача —вернуть всех этнических русских в Россию. Вот с этого и нужно начинать. Только это — не миграция, а репатриация. Это две большие разницы», — подчеркнул парламентарий.
Однако, если все же выбирать, из какой страны мигрантов принимать можно, то это, по мнению депутата, следует делать с использованием взвешенного подхода.
«Нужно выдерживать баланс миграционных потоков, который сейчас явно нарушен. Кроме того, стоит по принципу «светофора» разделить иностранные государства на три группы — исходя из того, сколько их представители совершают в России правонарушений в относительных показателях, на тысячу или на сто тысяч мигрантов. Для выходцев из тех стран, которые окажутся в «зеленой» зоне, можно создать режим наибольшего благоприятствования, к гражданам «желтой» зоны — тщательно присматриваться, а тех, кто из «красной» — в принципе, не пускать.
Исходя из этого реально эффективно преобразить всю миграционную концепцию. Анализ таких данных может показать, например, в теории, что работников нам стоит привлекать, условно, из Северной Кореи, Индии или Сербии. Это будет научно обоснованный поход.
Кроме того, раз у нас заявляют о том, что мы — носители традиционных ценностей, очень важно, чтобы люди, которые едут к нам из-за рубежа именно за этим, не обнаруживали здесь те же негативные явления, на которые они уже насмотрелись дома", — резюмировал Матвеев.
Все эксперты, с которыми пообщался корреспондент «Свободной Прессы», едины в том, что вернуть лучшие миграционные практики далекого прошлого, в принципе, реально, но для этого нужно еще многое изменить.
*Международное движение ЛГБТ Верховным судом РФ от 30.11.2023 г. признано экстремистским, его деятельность на территории России запрещена