Проблемы с качеством вскрылись еще у одного европейского производителя ветротурбин
Соответствующее решение опубликовано в картотеке арбитражных дел.
Спор о ВЭУ
Согласно данным картотеки:- Ветроэнергетическая отдельная генерирующая компания (ВетроОГК) подала в Арбитражный суд г. Москвы иск к филиалу частной компании с ограниченной ответственностью Рэд Винд Б.В. 16 декабря 2024 г.,
- сумма требований первоначально была заявлена в объеме 78,485 млн руб., но затем была уточнена и составила 154,809 млн руб.,
- 20 июня 2025 г. суд принял решение удовлетворить иск полностью,
- решение в полном объеме опубликовано 16 июля 2025 г.
Напомним, что ВетроОГК является оператором проекта по строительству и эксплуатации ряда ветроэлектростанций (ВЭС) Росатома.
Компания реализовала проекты по строительству ВЭС общей мощностью 660 МВт в республике Адыгея (Адыгейская ВЭС мощностью 150 МВт), Ставропольском крае (Кочубеевская ВЭС мощностью 210 МВт, Кармалиновская ВЭС мощностью 60 МВт, Бондаревская ВЭС мощностью 120 МВт) и Ростовской области (Марченковская ВЭС мощностью 120 МВт).
Red Wind B.V. была создана в 2017 г. как СП НоваВинда (так на тот момент назывался ветроэнергетический дивизион Росатома) и нидерландской Lagerwey Systems.
Lagerwey выступила технологическим партером Росатома в ветроэнергетике, а Red Wind взяла на себя маркетинг, продажи, поставки ветроустановок под ключ и послепродажную поддержку, а также локализацию производства.
Производство ветроэнергетических установок (ВЭУ) было организовано на площадке в г. Волгодонск и в настоящее время предприятие уверенно выпускает ВЭУ мощностью 2,5 МВт (уже без участия Lagerwey, сотрудничество с которой было прекращено в 2022 г.).
Комплектующие для первых 60 ВЭУ были поставлены от Lagerwey, а затем шли уже поставки с площадки в Волгодонске с постепенным увеличением степени локализации.
Что решил суд?
Рассмотрев иск ВетроОГК к Red Wind Арбитражный суд г. Москвы подтвердил, что дело находится в его юрисдикции.Изначально договор между сторонами предполагает рассмотрение споров по регламенту Лондонского международного третейского суда
Российский суд посчитал, что имеет компетенции для рассмотрения спора в связи с введением мер ограничительного характера иностранным государством, создающих одной из сторон препятствия в доступе к правосудию.
В рассматриваемом случае, ВетроОГК входит в список юридических лиц, на которые распространяются персональные, специальные, экономические санкции, соответственно разрешение спора в Лондонском международном арбитражном суде (LCIA) имеет для компании скорее гипотетический характер.
В отношении сути спора в определении суда говорится следующее:
- между ВетроОГК и RedWind B.V. в декабре 2017 г. был заключен генеральный договор поставки и монтажа ВЭУ, согласно которому разработку, производство и реализацию ВЭУ и их компонентов осуществляет Lagerwey Systems B.V., а RedWind B.V. выступает поставщиком,
- для детализации гендоговора при поставках ВЭУ на Кочубеевскую ВЭС в сентябре 2019 г. ВетроОГК и RedWind B.V. заключили детализированный договор поставки и монтажа,
- результатом этого детализированного договора должно было стать предоставление 84 полностью смонтированных и прошедших пуско-наладку ВЭУ, отвечающих требованиям к локализации,
- ВЭУ были смонтированы, прошли пуско-наладку и были приняты заказчиком,
- однако в процессе эксплуатации ВЭУ 78-82 в составе Кочубеевской ВЭС ВетроОГК были выявлены дефекты генераторов, которые привели к остановке работы ВЭУ,
- согласно детализированному договору, система контроля качества RedWind должна обеспечивать соответствие ВЭУ и их компонентов требованиям договора,
- в декабре 2022 г. сторонами был заключен договор подряда на комплексный ремонт генераторов Кочубеевской ВЭС, в ходе исполнения которого была проведена экспертиза технического состояния генераторов,
- проанализировав заключения по результатам экспертизы, экспертная комиссия пришла к выводу, что дефекты произошли вследствие грубого нарушения изготовителем, т.е. Lagerwey, технологии сборки генератора и свидетельствуют о допущенных им ошибках, связанных с производственным фактором,
- ввиду ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязательств, заказчик понес убытки в виде расходов по оплате стоимости работ по устранению дефектов ВЭУ, связанных с их демонтажем, ремонтом и последующим монтажом.
- недостатки генераторов выявлены за пределами гарантийного срока, но суд напомнил, что ГК РФ предусматривает, что покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе требовать от продавца возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.
По ходатайству взыскателя был выдан исполнительный лист.
У кого еще проблемы?
В 2023 г. проблемы с качеством ВЭУ всплыли у Siemens Energy, что вызвало большой скандал.О проблемах в ВЭУ Siemens Gamesa Renewable Energy SA, дочки Siemens Energy, стало известно еще в 2022 г., они касались платформы 5.X (ветротурбины SG5.8-170 и SG5.8-155 мощностью 5,8 МВт).
В январе 2023 г. стало понятно, что масштаб проблем более серьезен - они касались широкого спектра компонентов морских и наземных ВЭУ, в т.ч. таких ключевых деталей как подшипники, роторы, редукторы, части рамы и лопасти.
Компания также не исключала конструктивных дефектов.
Масштаб проблем оказался для Siemens оказался крайне значительным, он мог затрагивать до 30% парка ВЭУ, а расходы на достижение желаемого качества продукции компания оценила более чем в 1,1 млрд евро.
В июле 2023 г. стало известно, что Siemens Energy пытается отсрочить поставку новых ВЭУ для выявления дефектов конструкции моделей 4.X и 5.X и попыток их устранения.
Вернуть ВЭУ модели 4.X на рынок Siemens удалось лишь в 2024 г., но с постоянными ранее турбинами проблемы остались.
Так, в марте 2024 г. дефекты в ВЭУ Siemens Gamesa 4.X привели отключению более чем 12 турбин ВЭС Odal Vind в Норвегии.
Siemens Gamesa тогда лишь говорила, что поддерживает постоянную связь с клиентом, чтобы постепенно проводить ремонтные работы.
Инциденты продолжились - на ВЭС Bjornberget в Швеции у ВЭУ SG 5.8-170 начали отваливаться лопасти из-за чего к концу января 2025 г. на станции были отключены 51 из 60 ВЭУ (в работе остались 9 турбин с лопастями другого производителя).