Позиции шахмат в КБР незыблемы
Международный день шахмат ежегодно отмечается уже более полувека. Этот праздник объединяет профессиональных шахматистов и любителей, мужчин, женщин и детей из разных стран.
Он проходит под лозунгом «Мы – одна семья». Именно этими постулатами руководствовались профессиональные шахматисты, решившие создать Международную федерацию по шахматам – ФИДЕ. Но последние события показывают, что в любой семье есть любимые дети, а есть пасынки и падчерицы. От них требуют самую малость – отказаться от гимна и флага, подписать какую-то декларацию и ещё много чего.
С 1966 года Международный день шахмат принято отмечать 20 июля. Число выбрано не случайно: именно в эту дату в 1924 году в Париже, в период проведения Восьмых олимпийских летних игр, была основана Международная шахматная федерация.
Позиции шахмат в Кабардино-Балкарии прочны и незыблемы. В них играют и убелённые сединами старики, и мужчины средних лет, и юноши, и дети. Мало в каком городе есть сразу несколько точек шахматного притяжения. А в Нальчике их три – шахматно-шашечный клуб «Ладья» на Головко, Дворец шахмат «Каисса» на Кабардинской и шахматный клуб в парке.
Накануне праздничной даты я обратился к трём сильнейшим шахматистам республики с просьбой рассказать о своём пути в самой интеллектуальной игре.
Александр Козак, мастер ФИДЕ:
– Шахматы для меня не просто игра, а профессия. Мне, как говорится, вовремя показали прелесть этой игры. В четвёртом классе попал в шахматную секцию во Дворце пионеров. Тут ещё важно, что пошёл прогресс. Каждый год качество игры улучшалось, выполнял всё более высокие нормативы. Так дошёл и до мастера ФИДЕ. Что касается моих планов, то тут одновременно и старое, и новое. Я по-прежнему ставлю перед собой максимальные планы, но со временем сама планка опускается. Ничего не поделаешь, возраст. Если вспоминать что-то забавное из своей профессиональной жизни, то на память приходят два интересных момента. 1999 год, в Лас-Вегасе открывался чемпионат мира, и возле первой доски, на которой играл я и филиппинец Антонио, сфотографировались два президента ФИДЕ: бывший – филиппинец Флоренсио Кампоманес и настоящий – россиянин, президент Калмыкии Кирсан Николаевич Илюмжинов. По два человека от каждой страны. Жалею, что у меня нет этого снимка. Тогда особо не заморачивался, казалось, будет в моей жизни масса ещё более памятных моментов. Может, кто-то из читателей поможет мне найти этот кадр? Ещё один момент: на чемпионате России я выиграл матч у Вадима Рубана. И через полчаса об этом объявила по Первому каналу журналистка Буратаева.
Давид Темирканов, мастер ФИДЕ:
– На шахматы я трачу уйму времени, поэтому они для меня – образ жизни. А ведь в шахматы я попал, можно сказать, случайно. Играть в 11 лет меня научил друг. Когда я стал его обыгрывать, он начал тянуть меня в шахматный кружок, в который сам ходил. Это уже стало ритуалом: он за мной заходит – я отказываюсь, на следующий день он опять заходит – я опять отказываюсь. И так до бесконечности. Но друг оказался настоящий и затянул-таки меня в секцию. Был момент, когда я бросил шахматы, перешёл в другой вид спорта, но всё равно вернулся. Очень быстро дошёл до первого разряда. Потом выполнил кандидатский балл, а в то время в республике это сделать было невероятно сложно. Затем на первенстве Южного федерального округа до 18 лет выполнил норму кандидата в мастера спорта. Поступил в Волгоградскую академию физической культуры и спорта на специализацию «шахматы» и за время учёбы выполнил норму мастера ФИДЕ. Вернулся домой и стал работать тренером. Считаю своим успехом, что смог отобраться на чемпионат России в 2013 году.
Если говорить о планах, то тут всё просто. Задача-минимум – выиграть ближайший турнир. Задача-максимум – выиграть все турниры, в которых участвую.
На память приходит забавный случай, который произошёл в Абхазии, на турнире Сухуми-опен. Я играл с чемпионом мира среди слепых. И чтобы уравнять шансы, стал играть вслепую. И чемпион стал сбивать меня с толку, объявляя ходы, которые невозможны. Я указывал на ошибки, он удивлялся (или просто делал вид). Я его не обыграл, но борьбу смог навязать. Партия носила любительский характер.
Праздник как-то по-особенному отмечать не планирую, больших торжеств точно не будет. Возможно, сыграю на турнире, посвящённом Дню шахмат.
Чамал Гедгафов, мастер спорта:
– Я научился играть в шахматы в пять лет. Старший брат принёс доску домой, объяснил нам, как играть. Не знаю, почему, но шахматы меня сразу захватили и очаровали. Я стал обыгрывать всех домашних. Они отказывались со мной играть, а я ходил за ними по пятам. Отец выписывал газету «Известия» и журнал «Пионер». Там были шахматные рубрики. Я вырезал их, клеил себе в тетрадь. Писали про юных шахматистов моего возраста и младше – Алексей Дреев, Евгений Бареев, Александр Кочиев. Потом они стали международными гроссмейстерами. Я завидовал им – они играют в серьёзных турнирах, а мне в селе играть было негде. Если бы тогда был интернет, я бы, наверное, играл круглые сутки.
В республике турниров было немного, а поехать в Нальчик – это было просто невозможно. Когда мне было 12 лет, ярегулярно смотрел еженедельную телепередачу «Шахматная школа», которую вели гроссмейстеры Юрий Авербах и Александр Котов. Там проводился конкурс по решению шахматных задач. Я решил их, отправил ответы, и мне присвоили 3-й разряд. Мне прислали книжку с подписью президента Шахматной федерации СССР, которую с гордостью носил, как паспорт. Ночью клал её под подушку. Через год в газете «Советская молодёжь» Мажмудин Кармов также организовал конкурс решения задач. После него мне присвоили 2-й разряд. Удивительно, не сыграв ни в одном турнире, а уже дорос до второго разряда.
В первом турнире я сыграл в 17 лет, уже будучи студентом. Сейчас в 17 лет становятся международными гроссмейстерами. В середине 1978 года в университете увидел объявление, что экс-чемпион мира Тигран Петросян даст сеанс одновременной игры. Вспомнил, как в 1969 году по телевизору небольшими фрагментами показывали матч за звание чемпиона мира между Тиграном Петросяном и Борисом Спасским, а я следил за этим. Записался, но, естественно, проиграл.
Потом стал прибавлять, постепенно дошёл до мастера спорта. Думаю, что если бы в детстве я занимался с тренером, который указывал на ошибки, подсказывал теорию, то мог бы добиться большего.
Планы – выигрывать каждый следующий турнир. Сейчас мой ближайший турнир – чемпионат мира среди шахматистов ПОДА, который состоится в Индии в третьей декаде июля. Состав там собирается мощный. Уже зарегистрировались 90 шахматистов. Там будут все виды шахмат – и классика, и рапид, и блиц. Если подойду в хорошей форме, и удача не отвернётся, то вполне могу претендовать на высокие места. Хотя понимаю, что во влажном тропическом климате с ежедневными ливнями легко не будет.
Хочу рассказать одну историю, но не о себе, а о друге, четырёхкратном чемпионе Нальчика Руслане Кудаеве. В середине 90-х годов в шахматный клуб на Головко стала приходить с однокурсниками играть девушка Майя. Красивая, белолицая, с длинными волосами, с великолепной фигурой. Возле её столика всегда собиралась толпа зрителей, которые смотрели не на доску, а на неё. Она подала заявку на чемпионат Нальчика – звёзд с неба не хватала, но и аутсайдером не была. И вот перед последним туром лидирует Руслан Кудаев, на пол-очка отстаёт Олег Шварц. В последнем туре Кудаеву выпадает играть с Майей. Он являлся большим поклонником женской красоты, но тут на кону звание чемпиона. Руслан разыгрывает дебют, выигрывает фигуры, создаёт неотразимую атаку… И вдруг предлагает ничью. Самое удивительное, что Майя отказывается. К тому времени Шварц свою партию выиграл, а Кудаев с помощью виртуозной комбинации создал ничейную позицию. В итоге оказалось два чемпиона, а один из них ещё и джентльмен.