Раз воробей, два воробей. Зачем люди по всей России считают птиц
Третий год в стране проходит всероссийская перепись воробьёв: любители природы помогают учёным разобраться, куда делись привычные и ранее многочисленные птицы. Поучаствовать может любой: сфотографировать воробьёв, указать координаты, попытаться посчитать отдельно домо́вых и полевых (да, их два вида). Участников награждают именными сертификатами, а сведения о численности передают биологам.
Рассказываем, какие воробьи не могут жить без человека, зачем отличать серые шапочки и чёрные щёчки, и попутно даём пошаговую инструкцию, как помочь предотвратить экологическую катастрофу.
Воробьёв стало меньше
Помните стаи у автобусных остановок: воробьи оравой слетаются на просыпанные семечки, тут же снуёт пара голубей, расстановка сил — два к пятидесяти, кто-то жирный останется без обеда. Бытовала ещё шутка, мол, воробьи — это и есть птенцы голубей, раз уж настоящих птенцов никто не видел. Эти стайки — обычная часть городского пейзажа… или уже нет. Оглядитесь вокруг: голуби-то на месте, а вот где воробьи?
На фоне пандемии и международных кризисов пропажу серых стай в городах почти никто не заметил. Лишь пару лет назад в соцсетях стали появляться растерянные посты вида «это какой-то мой личный глюк или воробьёв и правда не стало?». Между тем биологи встревожены не на шутку: снижение численности воробьёв может быть сигналом о проблемах с окружающей средой, и может само по себе привести к вредным последствиям.
Однако в набат пока не бьют: воробьёв, официально самых многочисленных птиц в мире (после африканских красноклювых ткачиков) в России никто всерьёз не считал, и теперь надо сначала понять: их действительно стало меньше, или они просто переселились и стали менее заметны?
«Объективная информация есть только по Москве, там проводили настоящие учёты и показали, что воробьёв стало меньше, — рассказывает профессор КемГУ, редактор Красной книги Кузбасса Николай Скалон. — Городская среда — каменные джунгли, где у воробьёв всё меньше мест, чтобы гнездиться и кормиться. Если бы многоэтажки там перемежались коттеджами с зелёными участками, их было бы, наверное, больше».
Исход воробьёв сделал городские улицы менее живыми и естественными, но это полбеды. Поля и сады могут пострадать серьёзнее: ведь именно воробьи ограничивают численность листогрызущих гусениц и тлей.
«Во времена Мао Цзэдуна — я застал это в детстве — китайцы подсчитали, сколько зёрнышек риса съедает каждый воробей, и начали кампанию по их уничтожению. После чего произошла резкая вспышка численности насекомых-вредителей, урожаи пострадали куда серьёзнее, начался голод, погибли миллионы людей. Пришлось обратно завозить к себе и выпускать воробьёв — достаточно затратное мероприятие. То есть воробьи полезны», — объясняет Николай Скалон. И добавляет, что воробьи не только уничтожают вредителей, но и украшают городской пейзаж.
В Кемерове, где зелёных пригородов хватает, ситуация не такая плохая, как в мегаполисах.
«Я веду наблюдения на ФПК, примерно одна численность у нас, хоть и не очень высокая. Большого изобилия домо́вых воробьёв не было и раньше, а полевые воробьи гнездятся в основном по дачным участкам и летают сотенными стаями. Где-то, наверное, ситуация тревожная, но у нас, в принципе, нормальная», — рассказывает профессор.
Конечно, пересчитать воробьёв во всех городах необъятной России — никаких биологов не хватит. Хорошо, что для этого необязательно быть биологом.
Всероссийская перепись: как её вести
Чтобы разобраться в причинах исчезновения воробьёв, учёным нужно собрать конкретные сведения о численности птиц на большой территории. Особенно ценны регулярные сведения с одних и тех же точек. Собрать их могут обычные люди, и именно для этого общественные организации (экопросветители «Улитка Марта», Союз охраны птиц России, АНО «Наше будущее» и другие) организовали всероссийскую перепись воробьёв. Участвовать может любой, достаточно иметь смартфон.
Выглядит это так:
- составляем произвольный маршрут в городе и идём по нему;
- снимаем всех встреченных воробьёв так, чтобы было понятно место;
- запоминаем, что привлекло сюда воробьёв, где они прячутся, чем кормятся;
- вносим результат наблюдения на сайте проекта: дату, адреса с координатами, общее число воробьёв (по возможности — с разбивкой по виду и полу), загружаем фотографии или видео.
Перепись проводится в два сезона: зимний — в феврале, летний — в августе, со вторых по третьи выходные месяца включительно. В 2025 году наблюдения принимают с 9 по 17 августа.
Участвовать можно лично и в команде, организаторы ведут соревновательный зачёт с разбивкой по регионам. Пока в лидерах Санкт-Петербург и Москва, на третьем месте — Волгоградская область. Всем участникам, у которых хотя бы одно наблюдение прошло модерацию, организаторы высылают именные цифровые сертификаты. Кроме того, за наблюдения начисляют верифицированные волнотёрские часы — это актуально для школьников и студентов. Часы учитываются при подаче заявок в «Артек» и другие лагеря, на молодёжные форумы и социально ориентированные конкурсы.
Подробная и понятная инструкция на сайте проекта описывает методику и способы ведения наблюдений. А ещё в картинках показывает, как отличить разные виды воробьёв, обитающие в наших городах.
Серая шапочка, чёрные щёчки: как различать воробьёв
В России семь видов воробьёв, но массово распространены только два: полевой и домо́вый.
Вот этот воробей — полевой:
У него полностью коричневая голова, а на щеке овальное чёрное пятно. Мы не узнаем, самец это или самка, потому что у полевых воробьёв они окрашены одинаково.
А это — самец домо́вого воробья:
Он похож на полевого, но на голове есть серая «шапочка».
Это — молодая самка домо́вого воробья. Она окрашена гораздо менее выразительно:
Полевого воробья можно встретить где угодно, хоть на опушке леса, хоть в глухой тайге. А вот домо́вый воробей обитает только рядом с человеческим жильём.
За два года наблюдений в перепись включились не все регионы России, а достоверно учтённых птиц пока лишь около 30 тысяч. Организаторы налаживают регулярные исследования и продолжают формировать команду специалистов и любителей природы.
От Театра драмы до «Парка Чудес»: наш маршрут
Фотокорреспондент редакции A42.RU Александр Денисов принял участие в переписи: он прошёл по маршруту от Театра драмы Кузбасса до «Парка Чудес», фотографируя птиц, и внёс результаты на сайте переписи. Его результат — всего 43 воробья, хотя прошёл он целый зелёный квартал. Все воробьи, кого смог разглядеть близко — домовые.
Газоны, ядохимикаты и благоустройство: гипотезы
В Европе исследования численности воробьёв начались раньше и показали, что с 1980 по 2017 год общая численность гнездящихся птиц в странах ЕС сократилась на 17-19 процентов, а конкретно домо́вого воробья — вдвое, на 250 миллионов особей. Несмотря на масштаб исследования, британские и чешские учёные не дали точного ответа на главный вопрос — почему. У них, как и у российских коллег, есть только более или менее обоснованные предположения:
- в новых домах с закрытыми техэтажами и гладкими фасадами нет ниш, в которых воробьи могли бы вить гнёзда и выводить птенцов;
- из-за благоустройства парков и стрижки газонов не вызревают семена для питания взрослых воробьёв;
- птенцы воробьёв едят только насекомых, и использование инсектицидов для защиты полей уменьшило их кормовую базу;
- воробьёв ослабляют болезни (например, птичья малярия), сильные дожди, загрязнение воздуха.
В России вдобавок указывают причиной очищение городов: мусорные баки теперь закрывают крышками, траву скашивают, несанкционированные свалки ликвидируют. В Кемерове на старых фотографиях полно густых кустов вдоль дорог и во дворах — а это и есть главное укрытие воробьиных стай. Сейчас вместо большинства тех кустов газоны и клумбы, а то и вовсе плитка и асфальт.
Проверить эти и другие гипотезы и призвана всероссийская перепись воробьёв. Кроме помощи учёным, акция напоминает нам об ответственности за природу: даже самые распространённые виды животных и птиц могут стать уязвимыми из-за халатности и безразличия человека.