Рядовой и штабной. Валерию Гущину – 80 лет
Мало кто в хоккейном мире может сказать, что освоил почти все хоккейные профессии, а Валерий Иванович Гущин как раз таким раритетным человеком и является.
Во-первых, он был игроком, и десяток лет на защитном поприще послужил. Во-вторых, он стал тренером, а затем и старшим тренером. В-третьих, он был начальником команды, а еще администратором, тренером-селекционером и даже врачом. В-четвертых, освоил такую должность, как генеральный менеджер, дорос и до вице-президента. В-пятых, стал хоккейным агентом, тоже добившись немалого на этой хлопотливой и не очень почитаемой работе. Наверное, что-то я забыл упомянуть, но и этого, полагаю, достаточно.
Зная о хоккейной кухне если не все, то многое, раскрывать ее секреты такие люди не торопятся. Слишком много в ней такого, что не предназначено для сторонних глаз и ушей, да и вообще интересного только любителям жареного. Гущин и без того публичности избегал, сполна хлебнув из горькой чаши самых тяжелых для ЦСКА лет, а агентская деятельность вовсе не способствовала откровениям в духе «сейчас я вам такое расскажу…». И даже такие мастера разговорить самых неразговорчивых, как Юрий Голышак и Александр Кружков, услышали только то, чем позволил себе поделиться многолетний соратник и друг Виктора Тихонова. Это не преувеличение - Валерий Гущин был для Виктора Васильевича больше, чем соратник.
Наверное, одного этого было бы достаточно, чтобы считать роль Гущина в истории отечественного хоккея совсем не рядовой. Но она не исчерпывается положением «серого кардинала» при Тихонове, хотя это определение удачным не считаю, как не считаю правильным цитировать те или иные претензии к Гущину в период его административной работы, ну и в последний период активной хоккейной деятельности в качестве агента и руководителя. Профессия-то необходимая и важная, но отношение к ней, мягко говоря, неоднозначное, наружи лишь малая часть того «айсберга», основа скрыта и невидима, конфликты и острые ситуации неизбежны, в том числе между коллегами, не говоря уже о взаимоотношениях в связке «игрок-агент». То, что к Валерию Ивановичу есть претензии, возможно и справедливые, понятно, но такая уж у него была специализация с конца нулевых. Назвался агентом – получай по полной.
То, что в этой области он был человеком авторитетным, могут подтвердить даже недоброжелатели. У Гущина был огромный опыт и куча наработанных связей, прежде чем он вступил на эту зачастую неблагодарную стезю, и одно то, что ему доверяли такие незаурядные игроки, как Евгений Кузнецов, Михаил Григоренко, Евгений и Андрей Свечниковы, Алексей Черепанов, говорит о многом. В интересах подопечных, не забывая и про свои интересы, он мог вести игру многоходовую и сложную, выигрывал не всегда, но «всегда» - это не про агентскую деятельность. У него многому можно было поучиться – тому, чему ни на одном факультете не научат.
…В 12 лет Валера Гущин попал динамовскую школу к знаменитому в довоенном прошлом футбольному вратарю Александру Квасникову. Квасников воспитал целую плеяду заметных хоккеистов, включая таких больших мастеров, как Станислав Петухов, Виктор Шилов, Александр Стриганов, Александр Сакеев. Гущин к их ряду не относился, хотя в молодежном составе бело-голубых с подачи только что закончившего карьеру Виктора Тихонова стал даже капитаном команды. Шансы закрепиться в основе «Динамо», однако, были невелики, и после «стажировки» в ярославском «Моторе» молодой защитник в середине 60-х пополнил ряды «Крыльев Советов».
Это были уже не те «Крылья», блиставшие во второй половине 50-х, и еще не те, которые под руководством Бориса Кулагина начнут второе свое восхождение в начале 70-х. При Александре Виноградове это был крепкий середняк высшей лиги, но молодежи тренер дорогу давал, и Гущину в том числе. Из молодежной пятерки дальше всех пошел Владимир Петров, вскоре заигравший в центре выдающегося армейского звена, стал чемпионом мира и напарник Гущина Юрий Тюрин. На командном снимке 1966-го года Валера Гущин в белой шапочке кажется самым молодым, но игроком основы его признали быстро. Лидером не был – скорее, добротным и основательным защитником, взявшим вместе с командой в 1968-м Кубок Ахерна. Этот титул останется единственным в игровой карьере Гущина.
В «Крыльях» уже с Борисом Кулагиным он доиграет до четвертого места. Кулагин строил чемпионскую команду, опыт и стаж для него не имели значения, и Гущин в планы Бориса Павловича не вписывался. Но о нем помнил Виктор Тихонов, поднимавший рижское «Динамо», и Валерий сходу помог перспективному наставнику с выходом команды в класс сильнейших. Компания в Риге подобралась хорошая, три сезона дела у Гущина шли неплохо, но заканчивать игровую карьеру все же пришлось в другом месте, совсем новом – в тольяттинском «Торпедо». Здесь он в общей сложности задержался на десять с лишним лет, после окончания игровой карьеры вначале помогая легендарному Дмитрию Богинову.
Именно под руководством Валерия Гущина торпедовцы вышли в первую лигу – не без помощи игроков, им подтянутых. В их числе был и Владимир Городецкий, с которым они вместе играли в «Крыльях Советов», и который наряду с Рамилем Юлдашевым, Геннадием Ивановым, Николаем Вакуровым, Анатолием Карповым, Александром Кирпичевым и другими ребятами создавали фундамент будущих хоккейных побед Автоваза. Но и здесь Гущину не было суждено довести команду до больших высот. В 1986-м его позвал в Воскресенск бывший партнер по «Крыльям» Владимир Васильев, и вот в «Химике» на излете советских времен Гущин в качестве помощника старшего тренера и взял первые и единственные свои медали союзного первенства.
Непосредственно тренерская работа, в которую Гущин втянулся, и без которой себя нее мыслил, по большому счету на «Химике» и закончилась. Виктор Тихонов, великая команда которого с конца 90-х распадалась на глазах, нуждался не в тренере-помощнике, а в менеджере, который подставит ему плечо в трудное время. И почти полтора десятка самых трудных для ЦСКА лет Валерий Гущин во всем был опорой для Виктора Тихонова, за два-три года превратившегося из всесильного хозяина в специалиста, вынужденного не побеждать, а просто выживать.
Тихоновскую эпопею 90-х-начала нулевых можно оценивать по разному, описывать все, происходившее с клубом на протяжении полутора десятков лет, не имеет смысла – тут и книги не хватит. Важно то, что, проходя через кризисы, расставания, разделы, суды, испытывая безденежье и понижение в классе, Валерий Гущин всегда оставался рядом с Тихоновым, хотя мог бы, наверное, в любой момент покинуть клуб ради более спокойной жизни и работы. Эту его профессиональную и человеческую позицию можно и нужно оценивать высоко – вне зависимости от того, нравится сделанное ими, или нет. Пожалуй, без Гущина, который в ЦСКА занимался всем на любых руководящих постах, клуб вряд ли бы смог выжить и подняться. В том, что два ЦСКА, раздельно существовавших пять с лишним лет, сумели объединиться, большая заслуга Валерия Гущина.
И снова до лучших времен в клубе он не доработал, но такая уж была его планида. С ЦСКА он расстался в середине нулевых, а с Тихоновым не расставался до самой смерти Виктора Васильевича – это была крепкая мужская дружба, не зависящая от того, вместе они работают, или врозь. И это еще один повод посмотреть на путь юбиляра с уважением.
В агенты Гущин пошел, досыта насладившись заботами и ответственностью за жизнь клуба – после ЦСКА были еще и «Химик», и «Лада», пусть работал он там по одному сезону. Дальше он хотел зависеть только от себя самого, и в этом преуспел. Не без издержек и потерь, не без разочарований и желания в какие-то моменты все бросить, но это были интересные, насыщенные, наполненные своей нужностью годы. Если бы не автокатастрофа, в которую любитель быстрой езды Валерий Гущин попал еще в 2000-м, и если бы не ее последствия, проявившиеся через годы – он бы и до 80-ти еще работал с полной отдачей.
Все гущинское семейство с его легкой руки - в хоккее, а внук Никита Зоркин, пожалуй, деда как игрок превзошел. Что, полагаю, Валерия Ивановича только радует.
Досье
Валерий Иванович ГУЩИН. Родился 18 августа 1945 года в Москве. Советский хоккеист, защитник, тренер, спортивный функционер.
Карьера игрока. 1962-1964 – «Динамо» (Москва), молодежная команда; 1964-1965 – «Мотор» (Ярославль), 1965-1972 – «Крылья Советов» (Москва), 1972-1975 – «Динамо» (Рига), 1975-1976 – «Торпедо» (Тольятти).
В чемпионатах страны (высший дивизион) 268 матчей, 12 заброшенных шайб.
Достижения. Обладатель Кубка Ахерна 1968.
Карьера тренера и спортивного функционера. 1976-1978 – «Торпедо» (Тольятти), ассистент; 1978-1986 – «Торпедо», 1986-1990 – «Химик» (Воскресенск), тренер-селекционер, начальник команды; 1991-2005 – ЦСКА, ХК ЦСКА, ЦСКА, начальник команды, генеральный менеджер, генеральный директор, вице-президент; 2006-2007 – «Химик», генеральный менеджер; 2008-2009 – «Лада», генеральный менеджер, с 2010 – хоккейный агент.
Достижения. В качестве члена тренерского штаба серебряный призер чемпионата СССР 1989, бронзовый призер 1990.