«14-летнюю заставили родить по чужому паспорту и сразу отдать своего малыша»: Подробности громкого расследования о торговле детьми
В Москве начался суд по громкому уголовному делу о торговле детьми. Обвиняют по нему 19 (!) человек. В том числе - четыре многодетные семьи, которые долгие годы считались образцовыми. По версии следствия, с 2014 по 2022 годы через эту группу прошли как минимум 14 детей, которых мамы отдавали сразу после родов, а новые семьи записывали их своими через различные незаконные схемы...
МЕДИЦИНСКОЕ ЧУДО
Эта история неожиданно всплыла осенью 2023 года. На востоке Москвы ребенка из приемной семьи привезли к врачам на ежегодное освидетельствование инвалидности. Взяли анализы и обнаружили в крови следы препарата, который этому маленькому человечку при его заболевании запрещен. Удивились. Отправили на повторный анализ. На этот раз ничего не нашли, но маму заподозрили в подтасовке результатов: вдруг женщина дает что-то сыну, чтобы инвалидность продлили? Ведь это повышенные ежемесячные выплаты... В общем, к семье решили присмотреться повнимательней.
44-летняя москвичка Юлия Логинова на тот момент считалась человеком с кристальной репутацией. Когда-то они с мужем начали брать приемных детей. В том числе с очень непростыми заболеваниями. Когда супруг трагически погиб, Юлия продолжила их общее дело - семья росла. О Логиновой, как о женщине с огромным сердцем, писали столичные издания. Плюс она вела активную волонтерскую деятельность - помогала мамам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
А тут в рамках проверки вдруг выяснилось, что женщина много лет назад в результате операции потеряла возможность самостоятельно выносить и родить ребенка. При этом несколько ее младших детей по документам рождены именно ею. Медицинское чудо? Феномен? Когда провели генетическую экспертизу, оказалось: пять ребят, записанных на Юлию, с точки зрения ДНК не имели к ней никакого отношения. Матери у них были другие.
С этого и начали раскручивать историю. Вскоре узнали, что в подобных схемах была замешана близкая подруга Логиновой - 45-летняя Наталья Патока. Тоже многодетная мать из Подмосковья.
Патока арендовала двухэтажный особняк, в котором разместила что-то вроде благотворительного центра. Здесь жили женщины, которые по разным причинам скрывали свою беременность от родни или сбежали с малышами на руках от мужей-тиранов. О Наталье и о ее благородном проекте тоже много писали. И вдруг оказалось, что этот «центр» как раз и был одним из каналов, через которых шли «переоформленные» дети.
«УСТРОИМ В ХОРОШУЮ СЕМЬЮ»
Еще одним таким каналом была горячая линия, на которую могли звонить женщины с нежелательной беременностью из разных регионов, в том числе мигрантки, приезжающие в Россию на заработки. По данным «КП», Патока с ней сотрудничала в качестве волонтера. Ей поручили общаться с «клиентками», которые настроены на аборт. Наталья расспрашивала бедолаг о ситуации и объясняла, что по закону аборт можно сделать только в трех случаях:
- по полису ОМС (которого у мигранток не было) при сроке беременности до 12 недель;
- если беременность наступила в результате изнасилования - до 22 недель;
- если есть зафиксированные медицинские противопоказания.
- Если Патока в ходе таких бесед понимала, что женщину можно уговорить не делать аборт, она ее приглашала в Москву «на обследование», - рассказывает «КП» следователь по ОВД отдела по расследованию особо важных дел СУ по ВАО ГСУ Следственного комитета России по Москве, капитан юстиции Алла Морозенко. - Причем деньги на это Патока и Логинова находили самостоятельно. После медобследования чаще всего становилось ясно, что противопоказаний нет, и беременную начинали убеждать, что ей нужно родить и воспитывать ребенка самостоятельно. Обещали помогать деньгами, продуктами питания и т.д. Но если женщине ребенок все-таки был не нужен, ее просили не отказываться от малыша сразу в роддоме: «Отдай нам, мы устроим его в хорошую семью».
Многих такой вариант устраивал.
- Нам удалось установить, что Наталья Патока оформила на себя шесть таких детей. Логинова - пять, - продолжает Морозенко. - Но были еще две семьи. Одна взяла двух таких ребят. Вторая - одного.
Чтобы оформить чужого ребенка на себя, женщины использовали несколько схем.https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_689ed849...
14-ЛЕТНЯЯ МАМА
Например, те дети, которые по документам оказались рождены Натальей и Юлией, а по «генетике» имели других матерей, были оформлены через домашние роды. Женщины приходили в официальные органы с ребенком на руках и уверяли: нигде не наблюдалась, родила дома.
Еще одним способом легализации чужих малышей стало признанием отцовства. Это работало, если биологическая мать соглашалась потерпеть кое-какие юридические заморочки. Например, в одном из эпизодов глава многодетной семьи Виталий Есенин, знакомый Патоки, признал своей дочерью девочку с серьезными проблемами со здоровьем. Хотя не имел к появлению ребенка на свет никакого отношения. Малышка родилась в Башкирии, мать хотела оставить ее в роддоме. Но привезла ребенка в подмосковный Зарайск и написала у нотариуса согласие на лишение ее родительских прав и последующее удочерение девочки супругой Есенина.
А иногда мамаши-отказницы вообще рожали по документам Логиновой и Патоки.
- Установлен эпизод, когда Патока передала свой паспорт женщине, которая ездила рожать в Курскую область, а другая фигурантка поступила в столичный роддом с копией паспорта Логиновой.
Чужой паспорт также использовали, когда роженицей была... 14-летняя девочка, забеременевшая от 18-летнего друга (он уже осужден).
- Девочка относилась к своей беременности как к фурункулу, от которого нужно избавиться. Взрослые за нее решили, что ребенка надо отдать. А документы другого человека использовали, потому что маме, не достигшей 16-летнего возраста, младенца бы в роддоме не отдали: ситуацию сразу бы взяли на контроль госорганы... Девушка, которая давала для этого свой паспорт, кстати, теперь тоже проходит в качестве обвиняемой.
СБОЙ В СИСТЕМЕ
Меня, признаться, удивило, что все так просто: приходит в больницу женщина с чужим паспортом, рожает, и малыша записывают на указанные в бумаге ФИО. Даже несмотря на несоответствие фото биологической мамаши и той, что смотрит из паспорта.
- Схема никогда не давала сбоев?! - спрашиваю у следователя.
- Сбой был. Как-то Логинова и Патока отправили в подмосковный роддом женщину-таджичку, дав ей паспорт другой нашей фигурантки (которая до этого уже передала Логиновой двух своих детей. - Авт.). Врачи начали задавать вопросы: какая по счету беременность, какие роды. Иностранка рассказывает, что будет рожать в четвертый раз. Но врач-то все видит: «Зачем вы нас обманываете? Вы же не рожали». Та уверяет, что была здесь год назад... Смотрят по базам: действительно принимали роды у пациентки с такими ФИО. Совпало, что в роддоме на смене была та же врач, которая принимала роды. И она заявила: «Это совсем другая женщина!»
- И чем все закончилось?
- Женщина призналась, что она с чужими документами. Ей оказали помощь, она родила и оставила ребенка себе. Я общалась с юристом роддома. Оказалось, гражданки других стран нередко прибывают в роддома с чужими документами. Но это чаще всего не связано с криминалом. Просто мигрантки считают, что в больнице как в полиции: у них проверят документы, увидят нарушения и привлекут к ответственности. Поэтому берут паспорта родственниц или подруг, у которых нет нарушений миграционного законодательства.
- В больнице не проверяют дотошно паспорта рожениц?
- Медицинское учреждение не ставит целью идентификацию личности. Их задача - принять роды, сохранив здоровье матери и ребенка. Но в одном роддоме мы выявили коррупционную составляющую. Патока с Логиновой направляли туда рожать несколько своих «подопечных». Это обычный роддом, государственный, где роды принимают бесплатно. Но врачу в качестве «благодарности» они передавали деньги. Врач, скорее всего, не знал про махинации с детьми и документами. Но из-за «благодарности» относился к пациенткам максимально лояльно. Эти материалы выделены в отдельное производство.
«БРАЛИ НА СЕБЯ ФУНКЦИИ ГОСОРГАНОВ»
- А что за две другие семьи, которые фигурируют в деле?
- Эти семьи - они, кстати, тоже многодетные и живут в Подмосковье - знакомые Натальи Патоки. Приведу пример. В 2019 году Патока узнает, что в Башкирии есть женщина, которая родила больного ребенка и написала отказ. И она начинает рассказывать об этой истории всем друзьям: «Надо ребенка спасать. Больного малыша никто не усыновит, и он всю жизнь будет мотаться по госучреждениям». У знакомой семьи уже был опыт с приемными детьми, поэтому взрослые сказали: «Ну давайте мы возьмем...» Патока летит в Башкирию, убеждает отказаться от отказа. Маму с ребенком привозят в Москву, оформляют на главу семейства. Словом, как котят пристраивают: «Отдам в хорошие руки».
(От автора: Нужно отметить важный момент. Эти новые семьи действительно тянули больных детей, мотались с ними по больницам, тратили деньги на лечение. А самое главное - дети росли в настоящей любви).
- Так в чем тогда криминал?
- У Патоки и Логиновой и правда были благородные цели - убеждать беременных сохранять детей, не делать аборты. Они реально готовы были помогать мамам, которые отказывалась от аборта - деньгами, одеждой, продуктами, медицинскими и юридическими услугами. Уговаривали женщину заниматься воспитанием своего ребенка. Но если женщина настаивала, что малыш ей не нужен, Логинова и Патока фактически брали на себя функции государственных органов.
- Это как?
- Только суд может лишить женщину родительских прав, и только суд может принять решение об усыновлении ребенка - при наличии заключения органов опеки и попечительства. А Логинова и Патока сами решали, какой ребенок в какую семью отправится. При этом, кстати, биологические матери знали, в каких семьях растут их дети, некоторые общались с приемными родителями, смотрели их фото в соцсетях...
- Патока и Логинова не брали денег за то, что делали. Но их судят по статье «Торговля людьми»...
- Фигурантам вменяется не совершение купли-продажи, а совершение «иной сделки». У одних обвиняемых это безвозмездное дарение ребенка, у других - принятие в дар, у третьих - оказание помощи в передаче и оформлении детей. По сути, эти люди, передавая и принимая детей, совершили усыновление (удочерение) в нарушение порядка, установленного на территории РФ. Такие действия ранее могли быть квалифицированы по статье небольшой тяжести (наказание - арест на срок до 6 месяцев. - Авт.). Но в 2009 году Россия вступила в очередные международные конвенции и изменила уголовную статью о торговле людьми, включив туда так называемые «иные сделки» (до 10 лет колонии. - Авт.). И подобное дарение несовершеннолетнего оценивается как способ совершения «иной сделки».
КСТАТИ
- А кто эти женщины, которые рожали детей для «благотворительниц»?
- Есть две категории. Первая - женщины из мусульманских регионов. Как они объясняют, исходя из народных устоев, они не могли вернуться к родителям с ребенком, рожденным вне брака. Вторая - женщины с тяжелыми бытовыми условиями. Ну и особняком стоит истроия с самая 14-летней девушкой.
КОМПЕТЕНТНО
Что будет со взрослыми и детьми?
- История непростая с точки зрения закона, - объясняет адвокат Вадим Багатурия. - Максимальное наказание, которые могут получить по статье «Торговля детьми» фигуранты, - до 10 лет лишения свободы. Но не думаю, что суд будет суров. Полагаю, там учтут все нюансы: что у обвиняемых не было меркантильного умысла, что они пошли на преступление, заботясь о благе детей. Думаю, им даже могут дать условные сроки. Или сроки, которые с учетом отсидки в СИЗО уже истекут, и тогда женщин выпустят из зала суда.
- Как поступят с детьми?
- Если говорить о детях, вокруг которых строится это дело, по букве закона акты об их рождении должны быть аннулированы, биологические матери формально восстановлены в родительских правах, а затем сразу же их лишены. В таком случае несовершеннолетних должны передать в приют. Но я считаю, что органы опеки и суд изымать детей из семей не будут: у ребят уже сформировано понимание, что именно эти люди являются их родителями. Здесь в первую очередь должны отталкиваться от интересов ребенка. И если приемные родители не получат реальные сроки, уж тем более у них не отнимут детей, которые ранее были усыновлены по всем правилам. Опять же - исходя из интересов несовершеннолетних.
Автор: Александр РОГОЗА