Машков, Лубенников и море: какие выставки посмотреть в августе
Пока одни музеи делают ставку на монографические выставки известных художников, другие выбирают «летние» темы.
1. «ИЛЬЯ МАШКОВ. АВАНГАРД. КИТЧ. КЛАССИКА»
Москва, Государственная Третьяковская галерея. До 26 октября
Огромная выставка одного из флагманов русского авангарда, проделавшего путь от скандалиста-«бубновалетовца» до почтенного классика. Машков рано почувствовал вкус к эпатажу — еще когда его исключили из Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Как утверждал сам художник — «за новаторство в живописи». Да и название объединения «Бубновый валет» (включавшего, помимо Машкова, Петра Кончаловского, Михаила Ларионова, Аристарха Лентулова) воспринималось современниками как провокационное. Оно было позаимствовано из французского жаргона, где означало «мошенник» и «плут». В России в свою очередь каторжников прозвали «бубновыми тузами». Машков вспоминал: «Название нравилось большинству участников этой выставки тем, что оно вызывало в тогдашнем московском сытом мещанстве, и купечестве, и дворянстве чувство удивления, изумления, брезгливости . Я представлял арестанта, на спине которого был бубновый знак».
Художник не избежал влияния западного искусства — его называли «русским Сезанном» или причисляли к фовистам. Однако с годами его манера изменилась. Уже в 1920-е Машков начал писать реалистические вещи. Его поздние работы — вполне традиционные портреты, а также натюрморты, изображающие, например, гору пышной сдобы. Зрители могут ознакомиться с эволюцией творчества Машкова во всех подробностях: на выставке представлено 200 произведений.
Фото предоставлено пресс-службой Государственной Третьяковской галереи
2. «О, МОРЕ, МОРЕ! ВОДНАЯ СТИХИЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ XVIII — XX ВЕКОВ»
Санкт-Петербург, Государственный Русский музей. До 26 октября
Идея «морской» выставки этим летом кажется особо актуальной. Для многих это единственная возможность встретиться с морем — учитывая цены на авиаперелеты и коллапсы в аэропортах. Чуть раньше подобный проект («Море великих. От Айвазовского до Кандинского») представил Серпуховской историко-художественный музей. Правда, та выставка охватывает более скромный период — XIX век и начало XX столетия. Русский музей выступил масштабнее: экспозиция, включающая в себя более 120 произведений, показывает развитие морского жанра в русской живописи от XVIII до начала XXI века. Начинается все, конечно, с Айвазовского — «нашего всего» в маринистике. Его грандиозные картины «Девятый вал» и «Волна» служат эпиграфом к выставке. Далее идут традиционные имена — вроде Алексея Боголюбова и Лева Лагорио, а также менее очевидные, среди которых Сергей Герасимов, Борис Ермолаев и Владимир Лебедев.
Фото предоставлено пресс-службой Государственного Русского музея
3. «ИВАН КЛЮН. ЦВЕТОФОРМЫ. ЛАБОРАТОРИЯ ХУДОЖНИКА»
Москва, Московский музей современного искусства. До 16 сентября
Иван Клюн — художник, имя которого известно любителям русского авангарда. И все же он остался в тени более знаменитых современников, прежде всего своего близкого друга Казимира Малевича. Клюн поддерживал эксперименты Малевича в супрематизме, затем увлекся разработкой теории цвета и света, преподавал во ВХУТЕМАСе. Но при этом продолжал работать в реалистическом ключе: писал пейзажи, портреты, натюрморты. Эти линии — авангардная и реалистическая — соединились в нынешнем проекте. Вообще основной массив работ художника, а также его архив в свое время приобрел знаменитый коллекционер Георгий Костаки. Практически все это оказалось в Музее искусства модернизма в Салониках. Московская выставка основана на другом материале — коллекции произведений и документов, хранившейся у внучки Клюна Светланы Соловейчик и ныне принадлежащей Фонду сохранения культурного наследия Ивана Клюна.
Фото предоставлено пресс-службой Московского музея современного искусства
4. «КРАСНАЯ МОСКВА. ЖЕНЩИНА В БОЛЬШОМ ГОРОДЕ»
Москва, Центр «Зотов». До 19 октября
Проект с ностальгическим флером рассказывает о культовых советских духах — «Красной Москве». И заодно о советской столице эпохи 1920-1930-х: тоже через призму запахов. Редкое явление — ольфакторная выставка, где запах предстает и аттракционом (вроде горы земляничного мыла, составленной из тысячи брусочков,— она источает совершенно знойный аромат!), и предметом исследования. Москва в разные годы пахла по-разному, и это зависело от того, как менялась ее жизнь, в том числе под воздействием технического прогресса. Запах керосина или махорки еще 100 лет назад был частью повседневности, но в наше время воспринимается как нечто доисторическое. О духах «Красная Москва», придуманных в середине 1920-х, на выставке тоже рассказывается подробно — в том числе об их «статусности» и о том, как постепенно они уступили свое место другим ароматам, хотя и продержались до конца советской эпохи.
Фото: Василий Кузьмичёнок/АГН «Москва»
5. «ИВАН ЛУБЕННИКОВ. ЛЕТО ЖИЗНИ»
Звенигород, Звенигородский манеж. До 14 сентября
Художника Ивана Лубенникова знают даже те, кто никогда не видел его картин. Именно он придумал удивительное мозаичное небо с разбегающимися строчками стихов — для нового вестибюля станции метро «Маяковская». Он же оформил станции метро «Сретенский бульвар» и «Славянский бульвар». А для парижского метро выполнил мозаику «Курочка Ряба» — ее можно увидеть на одной из центральных станцией, «Мадлен». Но и в станковой живописи художник успел сделать немало. На выставке в Звенигородском манеже можно увидеть более 40 работ, являющих собой деликатную смесь Ренессанса и наивного искусства, приправленную легкой иронией. Лубенников брал сюжеты прямо из жизни: будь то кухонный натюрморт с газовой плитой или портреты святых, удивительно похожих на наших современников. Но при этом, кажется, всегда разговаривал с вечностью.
Фото предоставлено Звенигородским государственным музеем-заповедником
Фотографии предоставлены пресс-службой Государственной Третьяковской галереи (на анонсе) и пресс-службой Государственного Русского музея