Дети разучились думать и общаться, отметили исследователи
Психологи говорят о риске оставить поколение детей без долговременной памяти.
Современные технологии развиваются так быстро и разнообразно, что предположить, будто человечество обойдется без них или затормозит их развитие, было бы ошибочно и самонадеянно.
«Относительно влияния современных информационных технологий и устройств на детскую психику вопросов гораздо больше, чем ответов. Логика наших рассуждений должна быть следующей: сначала мы, как взрослые, должны получить ответы о влиянии этих технологий на психическое развитие детей, и только потом давать детям возможность погружаться в это технологическое пространство. Такой подход кажется единственно адекватным, - отметила доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой клинической психологии ИКПСР Пироговского университета Вера Никишина. - В настоящее время мы можем достоверно констатировать влияние цифрового социального пространства и цифровых технологий на психическое развитие детей. И, увы, это влияние не является положительным».
На ранних этапах развития технологии, например, через погружение в бесконечное движение информационной ленты, перелистывание и пересматривание видео, фактически выполняют интерферирующую функцию, то есть функцию, которая перекрывает возможность сохранения содержания в памяти и переноса из кратковременной в долговременную. Чтобы любое получаемое содержание из кратковременной памяти переходило в долговременную, необходимо определенное время. Важно, чтобы это содержание не перекрывалось новыми и интенсивно движущимися информационными потоками.
«В проводимых нами исследованиях с подростками мы достоверно доказываем, что все показатели кратковременной памяти снижаются при увеличении времени пребывания в социальных сетях. Но беда даже не в этом, а в том, что такое погружение и пребывание в постоянном информационном движении фактически блокирует или деформирует функцию долговременной памяти. Мы рискуем оставить поколение детей без долговременной памяти», - констатирует профессор Никишина.
По сути, история с вынесенной памятью за пределы психического, когда не нужно запоминать, а можно быстро найти на внешнем носителе, тоже приводит к существенному снижению функций памяти. Определенно снижается и способность выделения смыслового содержания в информационном потоке, а затем его воспроизведение.
Речь становится в основном аффективно нагруженной (словами «вау», «оу», «ух» и тому подобными), а смысловое содержание речи меняется, снижаясь под влиянием интенсивного движения информационного потока и преобладающего в нем бессмысленного содержания.
«Мы понимаем, что наши нейросети функционируют по принципу «используй или потеряешь». И в том случае, если на этапах развития, на которых еще не закрепились функциональные ресурсы мышления, памяти, воображения, внимания, фактически происходит их блокировка, и вся активность становится преимущественно созерцательной, то печальные последствия неизбежны», - подчеркивает Вера Никишина.
Поэтому выбор информационного контента должен осуществляться при определенном отборе. Лучше всего отдать предпочтение образовательному контенту.
Исследователи видят, что дети, выходя из цифрового социального пространства, не могут взаимодействовать и общаться друг с другом, выстраивать отношения, их поддерживать и сохранять. Эпизодический опыт коммуникации по определенным правилам и без опоры на доверие и постоянство фактически приводит к тому, что перенос этих же правил и подходов в нецифровую социальную реальность делает огромное количество детей и подростков одинокими и неспособными, боящимися выстраивать реальные социальные контакты.
«И возвращаясь к мысли о том, что прежде чем погружать, включать детей в достижение современных цифровых технологий, нужно дать честный, точный исследовательский ответ о том, как параметры этой цифровой среды, как устройства влияют на психический функционал ребенка», - заключила Вера Никишина.
Информация Пироговского университета, фото ТЕЛЕПОРТ.РФ